Психологическое здоровье ребенка

Мастер-класс для родителей «Психологическое здоровье ребенка»

Ход семинара

Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о эмоциональной поддержке ребенка в семье,
ее влияния на развитие вашего малыша и дальнейшую его жизнь.

Положительное эмоциональное состояние относится к важнейшим условиям полноценного развития личности.

Мир детства, особый мир. Дети – это маленькие люди, они доверчивы, наивны, трогательны, верят в чудо…Они совершенны, как любое творение природы. Они удивительны, потому что пока неизвестно, что за люди из них вырастут.

Мы все желаем счастья и здоровья для своих детей. Иногда не подозреваем, что счастье своих детей мы невольно ежедневно разрушаем сами, своими необдуманными высказываниями, действиями и даже своей заботой. И все действия и слова взрослых вкладывают в детское подсознание программу, которая мешает вырасти полноценной личностью. Термин «эмоциональное неблагополучие» означает ситуативный дискомфорт, проявляется внешне в той или иной степени. Известно, что длительные негативные эмоции ведут к появлению соматических заболеваний у детей.

Давайте представим как это происходит:

Обычное утро. Обычная семья. И не важно, полная семья или только один родитель воспитывает ребёнка 3-4 лет. Мама одевает ребенка и торопится, так как опаздывает на работу. А у ребёнка кризис 3-х лет и период активного развития самостоятельности. Ребёнок говорит: «Я САМ!». Забирает у мамы майку или колготки и пытается одеть сам.Некоторые мамы выхватывают одежду обратно и говорят:

Горе ты мое…

Ты еще маленький, я это сделаю быстрее…

Неумеха, плакса…

За каждым таким посланием стоит скрытый смысл: «Горе ты моё!»

Эта установка дает: отчуждение, чувство вины, низкую самооценку, враждебное отношение к окружающим, конфликты с родителями.

«Ты еще маленький, давай я быстрее сделаю…»

И этой репликой дается команда: не расти, оставайся маленьким, я лучше тебя. И на всю жизнь отбивает мама мотивацию что-либо делать самостоятельно (все равно мама сделает лучше).

А некоторые мамы, сдерживая своё негодование, позволяют ребенку одеваться самостоятельно. Но в силу своих возрастных возможностей, и к своему огорчению, у ребенка это получается не так легко, как ему бы хотелось. Он начинает злиться или пытается «мстить» маме слезами и криками. На что мама, все же выхватывает у ребенка одежду. Может быть, реагируя на крики и слезы ребенка, а может быть, вспоминая, что она опаздывает на работу. И говорит:

«Неумеха. Ничего не умеешь делать»

Установка создает: неуверенность в своих силах, низкую самооценку, страхи, безынициативность, низкую мотивацию к достижению.

«Будешь плохо себя вести, оставлю в садике! Я тебя не заберу!»

И в результате этих слов у ребенка появляется чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, зависимость от оценки окружающих, отчуждение от родителейРебенок, пока не увидит родителей, будет переживать. И день для малыша будет тянуться очень долго,а в голове постоянно носиться вопросы: Заберут ли меня сегодня? А вдруг не придут за мной? Хорошо ли я себя веду? А вдруг воспитатель скажет, что плохо? И в этот день, и в следующие дни, годы человека будет сопровождать страх остаться брошенным.

А это всего лишь утренние полчаса из жизни трехлетнего ребенка. Сколько всего мы успеваем сказать и сделать, начиная от зачатия ребенка до его 6 лет. А ведь большая часть родительских установок впитывается детьми до 6 лет. А с седьмого года жизни ребенка родители начинают пожинать плоды своих трудов.

Симптомы эмоционального напряжения ребенка:

  • Частые неадекватные эмоциональные состояния (плач, депрессия, апатия, немотивированное проявление злости, пугливость, тревожность, конфликтность)
  • Отсутствие положительных эмоций на новые игрушки;
  • Снижение познавательной активности (отсутствие реакции новизны);
  • Рисунки в темных тонах;
  • Изменение двигательной активности (повышение – снижение);
  • Изменения в аппетите;
  • Проблемы со сном (бессонница);
  • Изменения в поведении ребенка.

Почему ребенок плохо себя ведет?

Закономерности возникновения негативного поведения.

На основе негативных чувств и эмоций возникает негативное поведение: ГНЕВ, ЗЛОСТЬ, АГРЕССИЯ

(Чувства проявляются в отрицательных эмоциях)

БОЛЬ, СТРАХ

(В случае неудовлетворения базовых потребностей возникают негативные чувства)

БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

В любви, уважении, ласке, успехе, понимании, самоуважении, познании, свободе, независимости, самоопределении, развитии, самосовершенствовании, реализации личностного потенциала

БАЗОВЫЕ СТРЕМЛЕНИЕ:

Я есть! Я хочу! Я могу! Я – любимый! Я хороший!

Возникает вопрос: что делать?

Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие ребенка.

Безусловно принимать ребенка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и т. д., а просто так, за то, что он есть (больные дети, дети с особыми потребностями).

Многие родители считают главными воспитательными средствами-наказание и поощрение. А это говорит об «условной любви»: что-то выполнил-хороший, чего-то не сделал-плохой. Таким образом, естественный процесс воспитания, то есть передачи взрослыми своего опыта, знаний, сводится к какой-то дрессуре.

Психологами доказано, что любовь, забота, ласка – это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в любви родителей к нему, в своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим.Делать это можно разными способами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе»«Я очень люблю играть с тобой», но и в ходе различных жизненых ситуаций.

Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ»

Ниже приводится описание ситуаций и варианты ответов. Необходимо выбрать вариант, адекватный ситуации. Поделитесь своим опытом выхода из данных ситуаций.

Ситуация 1.

Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?

Не сейчас: видишь, я работаю.

Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.

Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.

Ситуация 2

Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?

Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!

Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.

Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!

Ситуация 3

Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?

Вечно ты приходишь с улицы как поросенок!

Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Сережа, а ты!

Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.

Ситуация 4

Встретившись с коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребенокто и дело прерывает Вас: «Мама (папа, пойдем!» Ваша реакция?

Ты что, не видишь, я с тетей разговариваю!

Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают!

Не мешай нам разговаривать.

В данных ситуациях более эффективной и адекватной реакцией по отношению к ребенку, его поступкам, нашим общение является «Я-выражение» в отличие от «Ты-выражения» оно не унижает и не оскорбляет ребенка

Если день ребенка в основном наполнен положительными эмоциями, то, вероятнее всего, малыш чувствует себя нужным и необходимым дома. У вас хорошие отношения с ребенком и прекрасный климат в семье. Если больше негативных эмоций в семьеребенок чувствует себя одиноким, несчастным и уязвимым. И чтобы хоть как-то привлечь Ваше внимание к себе, малыш порой специально делает все вам назло. Проанализируйте, за что вы были недовольны им? Как вели себя сегодня с ним? Сколько времени ему уделили? Что сделали ему приятного?

Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие нормального психического развития детей. Если он не получает знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, то есть, эмоциональные нарушения. Безусловно, многие из вас задумывались над своими отношениями с детьми, об атмосфере, которая сложилась в вашей семье.

Упражнения на стабильность психо-эмоционального состояния:

master-klass_dlya_roditeley_sohranenie_stabilnogo_psihoemotsionalnogo_sostoyaniya

Марина Таргакова, известный казахский психолог и психотерапевт, считает, что «Главная причина всех болезней и несчастий человека – его внутренний мир».

У любого человека есть три главные задачи в жизни:

  1. Быть счастливым.
  2. Постоянно развиваться.
  3. Научиться слушать себя и других.

Используемая литература:

  1. «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мозаика – Синтез, 2016год.
  2. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность – М.: Наука, 1984
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-dlja-roditelei-semja-i-psihologicheskoe-zdorove-rebenka.html
  4. https://urok.1sept.ru/articles/628133
  5. http://ckazka29.ucoz.com/dosticheniya/soobshhenienochjovka_m.pdf
  6. https://gromyko.schools.by/pages/rekomendatsii-roditelyam-po-sohraneniyu-emotsionalnogo-sostoyaniya-rebenka

Составила: педаог – психолог ДавыденкоВ.В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *