Дистанционное родительское собрание Капризы и упрямство у дошкольников

Цель: Обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства.

Задачи:

1. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.

2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.

3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.

       Наверное, каждый взрослый, будь то мама, папа, бабушка или дедушка, чувствовали себя хотя бы раз неуютно, когда капризничает ребенок, порою не зная, как поступить в данной ситуации.

       В возрасте от года до 3-5 лет в развитии ребенка происходит перестройка, в процессе которой он приобретает новый опыт, начинает больше понимать, острее переживать эмоциональные конфликты. Именно в это время малыш начинает капризничать, узнав, что кроме слова «да», есть слово «нет».

Как помочь ребёнку избавиться от капризов и упрямства?

Сегодня мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка.

upryamstvo_i_kaprizi

Описание слайдов и вопросы к ним

2 слайд

Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда – только на капризы, а бывает – на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 1,5-3,5 лет, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте около 5 лет.  Капризность же обычно развивается, начиная с 4 лет и во многом, определяет поведение ребёнка в среднем и даже в старшем дошкольном возрасте.

Попробуем разобраться в понятии «упрямство» и что мы понимаем под словом «каприз».

3 слайд  «Упрямство»

Согласны ли вы с утверждением: «Упрямство – неплохая черта характера?» 

Во что она может перерасти при вашем грамотном подходе и любви?

Упрямствочасто рассматривается как синоним настойчивости. Иногда даже родственники восхищаются упрямым ребенком. Вот, мол, захотел и обязательно добьется своего. Но упрямство и настойчивость – вещи все-таки различные.

4 слайд. «Проявления упрямства»

       Упрямыйребенок не слышит доводов и уговоров, его не соблазнишь конфеткой, прогулкой, добрыми словами. Эмоции застилают все доводы разума – «рогами в пол»«упертый как баран» – и ребенок тупо добивается своего.

Всё в этом мире неслучайно, и упрямство ребенка – это тоже один из важных шагов в его развитии. Для чего необходимо упрямство?  Из упрямства и рождается настойчивость, через упрямство развивается воля ребенка, умение говорить «нет» и добиваться своей поставленной цели. На почве упрямства взращивается воля ребенка!

5 слайд. «Капризы»

Что мы понимаем под словом «каприз»?  Это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает.

6 слайд«Проявления капризов»

           Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут превратиться в привычную форму поведения.

Опасность капризов в том, что они тормозят развитие ребенка. Причем, это правило не имеет исключений. Даже самые легкие, самые послушные, самые спокойные дети иногда капризничают и делают это в любом возрасте. Мотивом таких поступков являются желания. Важно помнить, отрицательное поведение редко носит преднамеренный характер. Капризы  могут проявляться по-разному: 

7 слайд.   «Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности»

1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы 

упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

3. Пик упрямства приходится на 2,5 3 года жизни.

4. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

5. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

6. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

7. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о ” фиксированном упрямстве”, истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

8 слайд.  Упражнение «Есть мнение»

(решение распространенных педагогических ситуаций).

Ситуация 1

Вывод:  В такого рода ситуациях бесполезно что-то объяснять ребенку – он все равно сейчас не слышит никого, кроме себя.

Правильным было бы уйти в другую комнату, оставив ребенка одного до тех пор, пока не пройдет это состояние!

Такие бурные сцены рассчитаны ребенком на зрителей и сочувствующих, поэтому важно увести ребенка «со сцены» домой или в спокойное место, где нет посторонних.

Если малыш постоянно будет так себя вести, а вы не поддадитесь, то вскоре он убедится, что его вопли не волнуют окружающих, и аудитории у него нет, то привычка устраивать истерики постепенно исчезнет.

Если вы видите, что причиной стало переутомление ребенка и обычным такое поведение не является, то лучше перейти к телесному контакту (поглаживая ребенка, спокойным тоном, тихо, попробовать «отзеркалить» чувства ребенка «Наташа плачет, устала, ничего, бывает…», монотонные движения и звуки успокоят вас и ребенка и позволят разобраться в ситуации).

9 слайд. Ситуация 2

Вывод: Прежде всего, родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета, выступая единым «фронтом» мама + папа.

Очевидно, что демонстративное поведение Миши было рассчитано именно на маму. Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем и умеют прекрасно извлекать выгоду из личных особенностей взрослых, то, что нельзя получить от папы, можно попросить у мамы и т. д.

Необходимо выработать единые требования к ребенку у всех членов семьи! Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого и тем более противоречить и спорить на глазах у ребенка.

Необходимо сформировать у ребенка понятие “нельзя”. И это не жадность или жестокость, а забота о здоровье и безопасности вашего малыша.

10 слайд.  «Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей»

1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали “нет”, оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей,  не прибегайте к помощи посторонних: “Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!”  Ребёнку только этого и нужно.

7.Постарайтесь схитрить: “Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!”. Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление ” сломить силой авторитета”.

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

11 слайд.  «Нельзя хвалить»

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

• достигнуто не своим трудом.

• не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

• из жалости или желания понравиться.

12 слайд  «Надо хвалить»

• за поступок, за свершившееся действие.

• начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

• очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

О наказаниях необходимо остановиться более подробно

13 слайд. «Нельзя – наказывать и ругать когда»:

1. Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

2. Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

3. Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

4. После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

5. Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д., но очень старался.

6. Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

7. Когда вы сами не в себе.

14 слайд. «Семь правил наказания»

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родительвыберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

15 слайдТворческая игра  «Какой он – мой ребёнок?»

 «Ребёнок – это солнышко, ребёнок – это ветер, ребёнок – это главное, что есть у нас на свете». Предлагаем следующее задание»:

16 слайд.

В заключении хотелось бы закончить  цитатой  Л. Н. Толстого о воспитании наших детей. 

«Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *