составила: старший воспитатель Баева Л.В.
Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно-пространственная среда, которую без огромных усилий можно организовать в домашних условиях. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен и при использовании подручного материала который всегда можно найти в домашних условиях (палочки, детали конструктора, бросовый и природный материал), так и при использовании развивающих пособия, журналов и математического материала.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: “Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?” – необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок, дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.
Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Классификация занимательного материала по математическому развитию:
1. Занимательный математический материал (загадки, задачи-шутки, кроссворды, головоломки, математические фокусы, математические квадраты и т.д.);
2. Дидактические и настольные игры и упражнения (игры с блоками, шашки, шахматы, кубики-рубики, логические змейки и т.д.);
3. Математические (логические) игры и упражнения («Танграм», «Пифагор» и т.д.)