составила: старший воспитатель Баева Л.В.
Самостоятельность — важнейшее психологическое новообразование, возникающее на границе раннего дошкольного детства. Центральная характеристика возраста трех лет — кризис трех лет — это кризис «Я сам!», обусловленный разрушением сложившийся и уже не соответствующих возросшим возможностям ребенка этого возраста системы отношений с взрослыми. Если постоянно глушить стремление ребенка к самостоятельности, это может привести в дальнейшем к пассивности в деятельности ребёнка, к неспособности самостоятельно принимать решения. Такой ребенок всегда будет ждать, когда за него все сделают взрослые. Поэтому важно не оставлять без внимания попытки ребенка самостоятельно выполнить то или иное действие. Каждое достижение ребенка, пусть и небольшое, надо поддержать. Малыш постоянно нуждается в одобрении. Воспитание самостоятельности тесно связано, прежде всего, с привлечением ребенка к участию в одевании, умывании, кормлении. В воспитании навыков самообслуживания заложен глубокий нравственный смысл, так как они развивают у малыша способность к усилию, которое в будущем явится необходимым условием трудового воспитания ребенка. Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя все за ребенка, таким образом заботятся о нём, «облегчают» его жизнь. Взрослые должны взять за правило никогда не делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам. Самостоятельность — это не только навыки, связанные с самообслуживанием. Это и умение занять себя. Уже на первом году жизни важно приучить ребенка часть времени проводить без участия взрослого, занимаясь предложенными ему игрушками. Эту линию надо продолжать и в дальнейшем. Воспитание самостоятельности не означает, безусловно, устранения взрослого. Напротив, детскую деятельность необходимо направлять, надо разумно руководить ею, оставляя место для проявления самостоятельности и инициативы. Если взрослый, наблюдая за ребенком, видит, что малыш длительное время играет однообразно надо посоветовать ему, как продолжить игру. Этот совет в следующий раз поможет ему самостоятельно придумать продолжение игры. Развитие подражательности ведет к появлению у ребенка желания делать то же, что делают взрослые, участвовать в их делах.
Самостоятельность формируется и проявляется в процессе приобретения и закрепления умения заниматься (слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы и таким образом передавать несложное содержание, самим осуществлять в рисунках и постройках задуманное и т. д.) Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: помочь маме накрыть на стол, полить растения, убрать игрушки после игры, покормить домашнего питомца и т. д. Для своевременного формирования самостоятельности взрослым надо знакомить ребёнка с их маленькими обязанностями: беречь одежду, игрушки, ухаживать за своим питомцем и т. д. Осознание своей самостоятельности требует самовыражения в деятельности, исключением излишней опеки со стороны взрослых. При этом роль труда по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности.
В раннем детстве самостоятельность воспитывается в процессе действия с предметами, так как предметная деятельность — ведущий вид деятельности ребёнка. Дети раннего возраста сами начинают проявлять желание самостоятельно есть, одеваться, так как это связано с удовлетворением насущных потребностей. Однако если детей не обучать действиям и умениям, то ребенок будет не способен проявлять активность. Поэтому воспитание самостоятельности тесно связано с формированием умений и навыков, с овладением деятельностью.
По мере взросления ребёнка необходимо больше внимания обращать на воспитание у него культурно-гигиенических навыков: умение мыть руки с мылом, чистить зубы, быть аккуратным и т. д. Выполнение всех этих требований приучает его к самостоятельности, порядку, опрятности, воспитывает уважение к труду взрослых. У ребенка навыки в самообслуживании, приобретённые ранее, совершенствуются. Более прочной и осознанной становится привычка обслуживать себя. Приучая детей к самообслуживанию, взрослые должны быть едины в своих требованиях, т. к. разногласия затрудняют процесс воспитания. Постепенно надо развивать у детей самостоятельность и в других видах деятельности. Например, для воспитания у ребенка желания трудиться взрослые должны показывать, как они трудятся сами, поддерживать интерес к наблюдениям за домашним трудом. Дети очень любят наблюдать как, например мама вытирает пыль, готовит пищу и т. д. Наблюдения вызовут потребность подражать. Хорошо, если взрослые создадут условия для более активного участия ребенка в труде. Дети, которых с ранних лет приучают к труду, обычно легко и охотно занимаются самообслуживанием. Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию, целесообразно использовать поощрения (ребенок начал сам умываться, ему дарят зубную щетку: «Ты научился умываться, почти как большой, теперь можно учиться чистить зубы»).
В формировании у детей навыков самообслуживания, в воспитании у них самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения: рассказы Л. Ф. Воронковой «Маша-растеряша», Сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», и другие, а также народный фольклор. Важно поддерживать у ребёнка стремление к труду и самостоятельности, не дать угаснуть детскому желанию быть независимым от взрослого. Чем старше становится ребёнок, тем всё больше создаётся возможностей для воспитания самостоятельности. Это не только навыки самообслуживания, элементы хозяйственно-бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно избранной деятельности, организовать её, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки — приложить усилия, заставить себя исправить её. Переход ребенка от раннего к дошкольному возрасту связан, прежде всего, с кризисным состоянием Я — сам, возникновением Я — сознания, образа Я, что выражается в стремлении к самостоятельности и гордости за свои достижения.
Примеры дидактических игр и упражнений для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Мыльные перчатки
Цель. Научить ребенка тщательно мыть руки, правильно намыливая и смывая грязь. Ощутить радость от чистоты своего тела. Активизировать словарь: мыло, мыльница, намыливать, пена, смывать.
Девочка чумазая
Цель: Учить детей купать куклу, запоминать последовательность игровых действий. Побуждать к использованию в игре предметов-заместителей. Обогащать игру новыми сюжетами. Активизировать словарь: купаться, мыть, теплая вода
Водичка, водичка
Цель. Вызвать у детей положительный настрой, желание включаться в процесс самообслуживания. Уметь на картинках и в жизни узнавать и правильно называть процесс умывания, предметы, необходимые для его осуществления.
Научим Катю раздеваться
Цель: Помочь детям запомнить последовательность раздевания; учить их аккуратно вешать и складывать одежду. Одевание куклы после сна Цель. Научить детей воспроизводить 3–5 последовательных действий. Закрепить знания детей о предметах одежды и порядке их надевания. Формировать умение договариваться в ходе игры.
Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться
Цель. Освоение одевания как целостного процесса самообслуживания, закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий. Обучение элементарному самоконтролю предметно-схематической модели последовательности одевания на прогулку. Закрепление названия предметов. Умение предложить помощь, поблагодарить.
Рамки с застежками
Деревянные рамки с различными застежками: большие пуговицы, маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который наматывается на крючки и петли, застежки из ремешков, застежки-«липучки».
Мы встречаем гостей
Цель: Учить детей правильно называть отдельные предметы посуды, формировать представления об их функциях. Закреплять некоторые правила и навыки культуры поведения во время еды. Воспитывать приветливость, заботливость. Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость. Ребенок радуется тому, что узнал новое, радуется своему достижению. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста.