Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
К трем годам года в жизни и поведении ребенка появляются новые закономерности: он обнаруживает целенаправленный интерес к окружающему миру. Да, он и раньше проявлял исключительное любопытство ко всему, что находилось в поле его зрения; новые предметы, необследованные коробочки и д. р. Теперь же в его поведении появляется нечто новое: он избирательно относится к информации из окружающею мира. Его интересует не только сам предмет и свойства, обнаруженные в нем, а те закономерности, которые раскрывают, какое – либо явление: разбирают машинку, чтобы узнать, как она едет; раздевают-одевают кукол; пробуют на вкус и т.д.
Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группе воспитателями созданы условия для развития детской познавательной деятельности.В нашем уголке экспериментирования имеются материалы для проведения различных опытов и наблюдений: бумага разных видов, ткань, неструктурированные материалы(песок, вода), карты, схемы и т.п.!
Можно организовать несложные опыты и эксперименты и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание,немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента, экспериментировать можно во время любой деятельности!
Например, ванная комната.
Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- кусочки мыла и т.п.
В ванной можно провести и опыты что тонет, а что плавает:
- резиновые игрушки
- пластиковые игрушки
- пустые и наполненные водой небольшие емкости (бутылочки)
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. А для ребенка это целая лаборатория с множеством вариантов опытов и наблюдений!
Уделите немножко времени вашему малышу! Поставьте несколько емкостей с водой и предложите ребенку растворить в воде различные продукты: крупы, муку, соль, сахар. Поинтересуйтесь у него, что стало с продуктами и почему? Пусть ваш малыш попробует дать ответ на эти вопросы, а если он затрудняется, помогите ему! Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Вы будете сами удивлены, сколько различных эмоций испытает ваш ребенок во время проведения опыта: удивление, восторг, желание снова и снова повторить тот или иной опыт.
Например, ребёнок рисует. Предложите ему смешать разные краски на листке бумаги, понаблюдать, как они меняют цвет при смешивании 2 или 3 разных цветов.
Экспериментирование–это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
• Установите цель эксперимента: для чего мы проводим опыт?
• Подберите материалы необходимые для проведения опыта
• Обсудите процесс поэтапного проведения эксперимента
• Подведите итоги проводимого эксперимента, что получилось.
• Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей младшего дошкольного возраста:
- Узнаем, какая вода
Цель: выявить свойства воды – прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества.
Дать вашему малышу понюхать и попробовать на вкус чистую воду, потом дать малышу воду с сахаром, что он скажет о вкусе воды? Растворить в воде муку, что стало с ее цветом? Опустить в стакан с чистой водой и в стакан с водой с мукой ложечку. Где ложку видно, а где нет?
- Горячо-холодно
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.
Этот опыт на тактильное ощущение: в 2 емкости налить теплую и холодную воду, попеременно опуская руку в каждую, сравнить ощущения.
- Игры с соломинкой
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
В стакан с водой опускаем соломинку и дуем, образовывая в стакане пузыри с воздухом.
- Плавает-тонет
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы: одни остаются на поверхности воды, другие тонут.
- Замерзшая вода
Цель: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
- Тающий лед
Цель: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.
- Волшебная радуга
Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
- Таинственные картинки
Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла или разноцветный пластмасс.
- Солнечные зайчики
Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
- Бумага, ее качества и свойства
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется).