Прогулка – поход

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос здоровым и выносливым!

Поход – один из видов прогулки , в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяют их коммуникативные и познавательные потребности, воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе.  

  Собираясь в поход, заранее – за несколько дней, вы всей семьей начинаете обсуждать маршрут. Быть может именно с этого коллективного обсуждения у вас начнут формироваться совсем иные отношения с ребенком.

Путешествие, маршрут которого вы вместе намечали, трудности, которые вам всем пришлось преодолеть – станут важным средством сплочения семьи! А в характере ребенка вы увидите проявление сознательной дисциплины, настойчивости, упорства и самостоятельности. Вы, родители, поможете своим детям приобрести необходимые в жизни навыки, которые будут обогащать их знания в дальнейшей жизни. Сколько нового неизведанного узнает ваш ребенок не из книг или телепередач, а увидев все собственными глазами, прикоснувшись к неизведанному собственными руками. И как долго еще будут звучать в вашем доме воспоминания об однодневном походе или долгом путешествии, об увиденном рассвете над тихой речушкой или о том, как вы переходили её вброд, как ловили рыбу и готовили уху. И у ребенка вновь появится желание отправиться с рюкзаком за плечами в новое путешествие, навстречу неизведанному!

   Начинается «прогулка-поход» с организационного момента: собираются все участники, проводится  перекличка, инструктаж. Затем осуществляется движение группы, во время которого, могут быть короткие остановки, как для отдыха, так и для наблюдения за интересными объектами.

Конечный пункт «прогулки-похода» – привал. Место привала должно быть удобным для отдыха. Возможна организация пикника, постановки палатки, организация игр и т.д. По окончании привала – сбор, уборка территории. Проводить такие «прогулки-походы» следует с воспитанниками старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети достаточно самостоятельны.  У детей начинает формироваться произвольно – волевая сфера, им свойственна высокая познавательная активность.

Оптимальное количество таких прогулок – 2-3 в год. При более частом проведении подобные мероприятия утрачивают свою привлекательность, у детей снижается к ним интерес. Важно, чтобы воспитанники ждали «прогулки-походы», готовились к ним, настраивались эмоционально. Поэтому надо стараться, чтобы после таких прогулок у детей остались в памяти приятные воспоминания, а не отрицательные впечатления, связанные, например, с усталостью от долгой ходьбы.

Предварительная работа с детьми может включать:

  • проведение бесед
  • организацию игр – эстафет
  • чтение художественной литературы и просмотр видеоматериалов туристической направленности.

Дети узнают много нового, например, что для походов нужно особое снаряжение, которое редко используют в обычной жизни: палатка, рюкзак, спальный мешок, котелок и.т.д. В процессе бесед у детей обогащается словарный запас, формируется представление о понятиях «турист», «привал», «маршрут» и др.

Очень важно объяснить детям правила поведения в походе, рассказать о необходимости подчиняться руководителю похода, быть организованными, согласовывать свои действия с действиями окружающих, соблюдать правила безопасности: не подходить близко к костру, не прыгать в палатке и т.д.

В ходе прогулок  – походов необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

  • движение по определенному и спланированному маршруту;
  • сопровождение детей взрослыми;
  • соответствие одежды по сезону и состояния погоды, обязательно наличие головного убора;
  • соблюдение питьевого режима
  • соблюдение правил дорожного движения при переходе улиц, дорог.

«Прогулка-поход» может содержать сюрпризный момент: неожиданную встречу или интересное задание. Во время привала и отдыха хорошо проводить игры, стимулирующие познавательную и интеллектуальную активность детей, подвижные и спортивные игры. Следует предоставить воспитанникам возможность проявить самостоятельность и на себе почувствовать все трудности в организации быта во время похода, например, связанные с установкой палатки. По итогам «прогулки-похода» можно обменяться впечатлениями, заполнить дневник. Важно, чтобы дети запомнили поход как интересное путешествие, открытие нового, любование окружающим миром, песни у костра, игры, общение друг с другом.

    Спортивная прогулка – вид прогулки, в которой используются разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики.

 В зависимости от погодных условий двигательная деятельность на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы они не переохлаждались или не перегревались. Как именно будет организована двигательная активность, взрослый определяет перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия. В ходе спортивной прогулки следует чередовать задания с высокой двигательной активностью и игры малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения. Организация спортивной прогулки предполагает знакомство воспитанников с различными видами спорта, спортсменами. Возможна экскурсия или целевая прогулка на стадион (городской, школьный, дворовый). Наблюдение за тем, как занимаются спортсмены или школьники, поможет вызвать у детей интерес, желание заниматься спортом.

Спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельности. Рекомендуется подбирать задания познавательного характера и спортивной направленности. Например, дидактические игры («Летние и зимние виды спорта», «Какой вид спорта здесь лишний?», «Узнай по силуэту», «Кто больше назовет видов спорта с мячом»), игры на внимание («Верно ли исходное положение при метании, беге»), на воображение («Изобрази вид спорта»). Также можно включать литературные задания (загадки, считалки, стихи).

Важным этапом подготовки к проведению такого вида прогулки является накопление детьми опыта пользования физкультурным инвентарем: ракеткой, мячом, скакалкой и т.д.

    Структура спортивной прогулки может включать:

  • Организационный момент или вводную беседу;
  • Подвижные, спортивные игры;
  • Спортивные упражнения;
  • Самостоятельную деятельность детей;
  • Индивидуальную работу по различным направлениям развития воспитанников;
  • Подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания.

    В зависимости от времени года и погодных условий взрослые  обеспечивают ребенка одеждой. Это могут быть спортивные костюмы, штормовки на случай дождя, кеды или утепленные ботинки, удобные для передвижения. Взрослые и дети готовят снаряжение: посуду, топорики, рогульки, аптечку с набором медикаментов, палатку или полиэтиленовую пленку.

Личное снаряжение ребенка включает: рюкзак, сухой паек, кружку, фляжку, коврик, салфетки для рук.

    Перед выходом напоминам детям общие правила поведения во время похода: всем детям необходимо быть внимательными, соблюдать осторожность и организованность, не рвать и не есть незнакомые ягоды, не ломать веток, не оставлять после себя мусор, остатки пищи и т.д.

    Детские «прогулки – походы» зарекомендовали себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет увеличить резервы здоровья, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма.

ИГРЫ – ЭСТАФЕТЫ И СОРЕВНОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

«СЕМЕЙНАЯ ИГРА – ЭСТАФЕТА»

Принимают участие две – четыре семьи, каждая из трех человек

(мама, папа и ребенок; маму или папу может заменить старшая сестра или брат)

На линии старта размещается мама с ребенком, а папа располагается на середине пути, Участники выполняют следующую цепочку действий:

по команде начинают бег мама с ребенком, взявшись за руки  (10 м.)

ребенок пролезает между ног у мамы;

мама приседает на корточки, а ребенок перепрыгивает через нее способом, ноги врозь,  (по типу игры в чехарду) 2 раза подряд;

держась за руки, бегут по бревну до папы;

бег папы с ребенком на плечах и ведение мяча ногой между расставленных на расстоянии одного метра рюкзаков  (3 м.) туда и обратно;

бег по прямой друг за другом, держась за плечи впереди бегущего игрока, ребенок бежит первым.

«ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ» общая протяженность -10 м.

КОЧКИ, прыжки с кочки на кочку, стараясь не попасть в болото;

НЕ НАМОЧИ НОГИ, ходьба по бревну;

ПРЫЖОК ЧЕРЕЗ РОВ, ширина около метра;

 ВОЛЧАТНИК, (подлезание по-пластунски под натянутую между колышками веревку);

КТО БЫСТРЕЕ (бег в обратном направлении по прямой, с передачей эстафеты следующему игроку).

«ЧЕЙ ПРЫЖОК ДАЛЬШЕ»

Участниками этой игры могут быть взрослые и дети любого возраста.

Соревнования можно организовать между семьями или смешанными командами, если силы не слишком равны.

Первый член команды осуществляет прыжок в длину с места от намеченной линии, на его следы становится следующий игрок и прыгает дальше и т. д., включая последнего игрока. Выигрывает та команда, длина коллективного прыжка которой больше.

И Г Р Ы Д Л Я Д Е Т Е Й

«ТОЧНЫЙ ГЛАЗОМЕР»

игра для детей 7 – 9 лет

Участникам предлагается на глаз определить количество шагов до куста, дерева, палатки и т. п. Ответы проверяются. Победители получают звание, Острый глаз.

«НЕ ЗАБЛУДИСЬ» игра для детей 5 – 8 лет

Дети делятся на две и более разновозрастных команды, в каждой не менее 2 человек. Каждая команда получает определенное название, например, Волчата, и, Зайцы, можно обозначить цветом, порядковым номером . По маршруту длиной около 200 метров в укромных местах (под кустом, на дереве, с обратной стороны пня, под бревном и т. П.) развешиваются 8 – 10 карточек с обозначением названия команды. По сигналу ведущего команды начинают движение по заданному маршруту. Побеждает та команда, которая придет к финишу за минимальное время и соберет все карточки.

«САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ» игра для детей 4 – 7 лет

Взрослый маскирует на поляне 10 – 15 предметов (обувь, бейсболки,

мяч, ракетки и т. п.) Затем сообщает об этом участникам. Когда будет найден последний предмет, игра закончится. Затем роль ведущего можно поручить кому – то из детей.

В добрый путь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *