О психологическом здоровье детей

МАТЕРИАЛ ОПУБЛИКОВАН В СБОРНИК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СТАТЕЙ АКИПКРО

(АПРЕЛЬ 2012 год)

ТЕМА: «Социально-психологическое сопровождение педагогического процесса и оптимизация эмоционального комфорта детей в ДОУ».

Составила: педагог-психолог МБДОУ ЦРР – «Д/с № 209» Макарова И.В.

На современном этапе развития общества актуализируется проблема психологического здоровья дошкольников. Забота о сохранении и поддержании психологического здоровья с самого раннего детства – является одной из важных задач таких социальных институтов, как семья и учреждения образования.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – «Детский сад № 209»Росток»  на протяжении ряда лет углубленно работает над сохранением, укреплением и формированием здоровья дошкольников.  Исследования коллектива и практика работы показывает, что добиться положительных результатов,  позволяет комплексный подход решения проблемы, направленный на физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение  – важнейшие условия организации педагогического процесса в дошкольном учреждении,  ведущим средством которых является использование различных видов технологий.

Построение педагогического процесса  ориентированное на  использование различных видов технологий: медико-профилактических, физкультурно-оздровительных, валеологических, технологий обеспечивающих социально-эмоциональное благополучие детей позволяют сохранить, поддержать и обогатить здоровье всех субъектов образовательного процесса.

Психолого-педагогическим сопровождением развития ребенка занимается педагог-психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатели  и специалисты  в ходе всего воспитательно-образовательного  процесса.

Педагоги,  владея  методами и приёмами обеспечения социально-эмоционального комфорта детей в группах детского сада  активно их используют,  на протяжении всего пребывания детей в детском саду.

Наблюдения показывают, что приход утром в детский сад многих детей и родителей связан  с эмоциональным дискомфортом, болезненным расставанием, тревогой. Именно поэтому воспитатели успешно используют так называемые ритуалы «вхождения в день» («Здравствуй, я пришёл!»),  в содержание которых включены различные игры на сближение, коммуникативные массажи, игры на телесный контакт. Функция таких приёмов – положительный настрой и доброжелательное отношение к окружающим, снятие напряжения, плавное переключение с одного вида деятельности детей на другой. Подобные «минутки вхождения» используются и в специально-организованной деятельности. Их вариативность  зависит от тематики и содержания, общего  настроения группы, наличием наглядного материала.

Психогигиенические мероприятия активно проводятся в течение всего дня пребывания детей в детском саду, в зависимости от содержания деятельности и с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Использование в различных режимных моментах: спокойной и функциональной музыки, элементов слово- , сказко- и арт-терапии, релаксационные паузы, игровые и двигательные задания направленные на достижение эффекта «радости» от участия,  игры-этюды, элементы психогимнастики.

Содействовать психоэмоцональному благополучию и комфортному пребыванию детей  в ДОУ, способствует специально организованная предметная среда. Проектируя образовательные линии предметно-пространственной среды с учетом  особенностей,  возможностей и интересов детей, педагоги, важное значение уделили созданию коммуникативной среде, стимулирующей развитие общения и взаимодействия, формирующей социальный опыт воспитанников: «беседушка-диванчик», островок «Неприкосновенностей», «Облачко Любви», коврик примерения, варежки-мерилки, уголок уединения и настроения. Уголки «Я-Ценность», «Что в имени моем», «Лесенка успеха», «Я выбираю….»  позволяют подчеркнуть индивидуальность каждого воспитанника.

Учитывая особенность, что в  младшем и среднем возрасте уже появляется потребность в самостоятельном развитии, а также в признании другими детьми собственной значимости. В данных возрастных группах среда постепенно пополняется дидактическими играми и наглядными пособиями на развитие социально-эмоционального интеллекта детей, появляются  уголки достижений («Посмотри и похвали»).  В группах старшего дошкольного возраста дети уже могут оценивать себя в диапазоне до семи эмоциональных состояний. Поэтому уголки эмоциональной самодиагностики учитывают эту возрастную особенность. Дети 5-7 лет имеют устойчивую потребность в освоении нового, в оценке продуктов своей деятельности, поэтому часто в данных возрастных группах можно встретить персональные выставки, фотосалончики. Учитывая высокую мотивацию старших дошкольников  к  исследовательской  деятельности:  организуются мини-лаборатории и музеи,  коллекционерные. По результатам проектной деятельности появляются интерактивные выставки, альбомы «Как вокруг нас интересно», рекламные проспекты и макеты в игровых уголках.

Социально-педагогический опыт убеждает, что важный этап в жизни каждого ребёнка и его родителей, наступает, когда малыш идёт в детский сад. Вхождение ребёнка в новую среду и приспособление к её условиям часто приводит как к позитивным, так и к негативным последствиям, дезадаптации. Именно поэтому дошкольное учреждение может и реализует  свои возможности по развитию социально-эмоционального мира детей и комфортному пребыванию, начиная с самых ранних возрастных этапов.

Учитывая данный факт, назрела необходимость создание в рамках опытно-экспериментальной деятельности образовательного учреждения по проблеме «Возможности ДОУ в формировании культуры здоровья ребёнка, семьи и микросоциума»  программы адаптации детей к условиям детского сада «Здравствуй, детский сад!».  Специфика программы предусматривает, что она реализуется не только педагогом-психологом, воспитателями  и специалистами дошкольного учреждения, но и при активном соучастии родителей.

Форма семейной адаптационной «гостиной» была выбрана не случайно. Совместные встречи с родителями способствуют  сближению родителей со своими детьми, имеют обучающие функции. С этой целью разработана специальная структура совместных встреч, которые по своему содержанию ориентированы: на обмен опытом между родителями, практико-ориентированные занятия на отработку приёмов в совместной с детьми деятельности, консультативные.  В реализации программы активно используются такие методы и приёмы, как метод «мозгового штурма», дискуссионный метод, наглядный, использование музыкального материала (CD-, DVD-дисков), игры-имитации, моделирование ситуаций, подвижные и музыкальные игры, пальчиковые игры, элементы тренинга.

Цикл совместных встреч адаптационной группы заканчивается «Праздником Знакомств». Данный праздник имеет своей целью установление положительного настроя у детей на посещение детского сада, установления отношений сотрудничества родителей с педагогами как участников единого педагогического процесса.

Несмотря на не продолжительный срок реализации программы «Здравствуй, детский сад!»,  отмечается положительная динамика по многим направлениям. У детей значительно снижается тревога по отношению к новой обстановке и режиму, преобладает положительный эмоциональный фон воспитанников при посещении детского сада. Также наблюдаются изменения и внутри детско-родительских отношений. Благодаря психологическим «гостиным» родители более открыты во взаимодействии, охотно делятся собственным опытом  воспитания  детей, более уверенно ведут малышей в детский сад.  Соучастие  родителей в адаптационном процессе своих малышей  также приводит к тому, что они проявляют отзывчивость, мотивированы на сотрудничество с дошкольным учреждением, у родителей и педагогов повышается взаимодоверие.

Таким образом, вариативное образовательное пространство ДОУ,  активно включающее технологии социально-психологического благополучия, позволяет наполнить качественно новым содержанием взаимодействия взрослых и детей, обеспечить психическое и социальное здоровье детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *