МАТЕРИАЛ ОПУБЛИКОВАН В СБОРНИК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СТАТЕЙ АКИПКРО
(АПРЕЛЬ 2012 год)
ТЕМА: «Социально-психологическое сопровождение педагогического процесса и оптимизация эмоционального комфорта детей в ДОУ».
Составила: педагог-психолог МБДОУ ЦРР – «Д/с № 209» Макарова И.В.
На современном этапе развития общества актуализируется проблема психологического здоровья дошкольников. Забота о сохранении и поддержании психологического здоровья с самого раннего детства – является одной из важных задач таких социальных институтов, как семья и учреждения образования.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – «Детский сад № 209»Росток» на протяжении ряда лет углубленно работает над сохранением, укреплением и формированием здоровья дошкольников. Исследования коллектива и практика работы показывает, что добиться положительных результатов, позволяет комплексный подход решения проблемы, направленный на физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в дошкольном учреждении, ведущим средством которых является использование различных видов технологий.
Построение педагогического процесса ориентированное на использование различных видов технологий: медико-профилактических, физкультурно-оздровительных, валеологических, технологий обеспечивающих социально-эмоциональное благополучие детей позволяют сохранить, поддержать и обогатить здоровье всех субъектов образовательного процесса.
Психолого-педагогическим сопровождением развития ребенка занимается педагог-психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатели и специалисты в ходе всего воспитательно-образовательного процесса.
Педагоги, владея методами и приёмами обеспечения социально-эмоционального комфорта детей в группах детского сада активно их используют, на протяжении всего пребывания детей в детском саду.
Наблюдения показывают, что приход утром в детский сад многих детей и родителей связан с эмоциональным дискомфортом, болезненным расставанием, тревогой. Именно поэтому воспитатели успешно используют так называемые ритуалы «вхождения в день» («Здравствуй, я пришёл!»), в содержание которых включены различные игры на сближение, коммуникативные массажи, игры на телесный контакт. Функция таких приёмов – положительный настрой и доброжелательное отношение к окружающим, снятие напряжения, плавное переключение с одного вида деятельности детей на другой. Подобные «минутки вхождения» используются и в специально-организованной деятельности. Их вариативность зависит от тематики и содержания, общего настроения группы, наличием наглядного материала.
Психогигиенические мероприятия активно проводятся в течение всего дня пребывания детей в детском саду, в зависимости от содержания деятельности и с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Использование в различных режимных моментах: спокойной и функциональной музыки, элементов слово- , сказко- и арт-терапии, релаксационные паузы, игровые и двигательные задания направленные на достижение эффекта «радости» от участия, игры-этюды, элементы психогимнастики.
Содействовать психоэмоцональному благополучию и комфортному пребыванию детей в ДОУ, способствует специально организованная предметная среда. Проектируя образовательные линии предметно-пространственной среды с учетом особенностей, возможностей и интересов детей, педагоги, важное значение уделили созданию коммуникативной среде, стимулирующей развитие общения и взаимодействия, формирующей социальный опыт воспитанников: «беседушка-диванчик», островок «Неприкосновенностей», «Облачко Любви», коврик примерения, варежки-мерилки, уголок уединения и настроения. Уголки «Я-Ценность», «Что в имени моем», «Лесенка успеха», «Я выбираю….» позволяют подчеркнуть индивидуальность каждого воспитанника.
Учитывая особенность, что в младшем и среднем возрасте уже появляется потребность в самостоятельном развитии, а также в признании другими детьми собственной значимости. В данных возрастных группах среда постепенно пополняется дидактическими играми и наглядными пособиями на развитие социально-эмоционального интеллекта детей, появляются уголки достижений («Посмотри и похвали»). В группах старшего дошкольного возраста дети уже могут оценивать себя в диапазоне до семи эмоциональных состояний. Поэтому уголки эмоциональной самодиагностики учитывают эту возрастную особенность. Дети 5-7 лет имеют устойчивую потребность в освоении нового, в оценке продуктов своей деятельности, поэтому часто в данных возрастных группах можно встретить персональные выставки, фотосалончики. Учитывая высокую мотивацию старших дошкольников к исследовательской деятельности: организуются мини-лаборатории и музеи, коллекционерные. По результатам проектной деятельности появляются интерактивные выставки, альбомы «Как вокруг нас интересно», рекламные проспекты и макеты в игровых уголках.
Социально-педагогический опыт убеждает, что важный этап в жизни каждого ребёнка и его родителей, наступает, когда малыш идёт в детский сад. Вхождение ребёнка в новую среду и приспособление к её условиям часто приводит как к позитивным, так и к негативным последствиям, дезадаптации. Именно поэтому дошкольное учреждение может и реализует свои возможности по развитию социально-эмоционального мира детей и комфортному пребыванию, начиная с самых ранних возрастных этапов.
Учитывая данный факт, назрела необходимость создание в рамках опытно-экспериментальной деятельности образовательного учреждения по проблеме «Возможности ДОУ в формировании культуры здоровья ребёнка, семьи и микросоциума» программы адаптации детей к условиям детского сада «Здравствуй, детский сад!». Специфика программы предусматривает, что она реализуется не только педагогом-психологом, воспитателями и специалистами дошкольного учреждения, но и при активном соучастии родителей.
Форма семейной адаптационной «гостиной» была выбрана не случайно. Совместные встречи с родителями способствуют сближению родителей со своими детьми, имеют обучающие функции. С этой целью разработана специальная структура совместных встреч, которые по своему содержанию ориентированы: на обмен опытом между родителями, практико-ориентированные занятия на отработку приёмов в совместной с детьми деятельности, консультативные. В реализации программы активно используются такие методы и приёмы, как метод «мозгового штурма», дискуссионный метод, наглядный, использование музыкального материала (CD-, DVD-дисков), игры-имитации, моделирование ситуаций, подвижные и музыкальные игры, пальчиковые игры, элементы тренинга.
Цикл совместных встреч адаптационной группы заканчивается «Праздником Знакомств». Данный праздник имеет своей целью установление положительного настроя у детей на посещение детского сада, установления отношений сотрудничества родителей с педагогами как участников единого педагогического процесса.
Несмотря на не продолжительный срок реализации программы «Здравствуй, детский сад!», отмечается положительная динамика по многим направлениям. У детей значительно снижается тревога по отношению к новой обстановке и режиму, преобладает положительный эмоциональный фон воспитанников при посещении детского сада. Также наблюдаются изменения и внутри детско-родительских отношений. Благодаря психологическим «гостиным» родители более открыты во взаимодействии, охотно делятся собственным опытом воспитания детей, более уверенно ведут малышей в детский сад. Соучастие родителей в адаптационном процессе своих малышей также приводит к тому, что они проявляют отзывчивость, мотивированы на сотрудничество с дошкольным учреждением, у родителей и педагогов повышается взаимодоверие.
Таким образом, вариативное образовательное пространство ДОУ, активно включающее технологии социально-психологического благополучия, позволяет наполнить качественно новым содержанием взаимодействия взрослых и детей, обеспечить психическое и социальное здоровье детей.