МАТЕРИАЛ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА III НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОЦЕНКА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРПЕКТИВЫ»
(декабрь 2011 год)
ТЕМА: Методическое сопровождение педагогов образовательных учреждений в процессе освоения ФГТ.
Составила: зам. зав. по ВМР МБДОУ ЦРР – «Д/с № 209» Баева Л.В.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о деятельности ДОУ:
– образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
– на каждом возрастном этапе педагогом решаются разные задачи развития ребенка и роль его должна гибко меняться.
– качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого.
Таким образом, качество дошкольного образования зависит не только от содержания образования, но и от кадрового состава специалистов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовки, инициативы, самостоятельности и ответственности.
Перед нами встали вопросы: как помочь педагогам освоить новые требования? Как активизировать их творческий и личностный потенциал в условиях реализации ФГТ? В нашем ДОУ особое значение было отдано методическому сопровождению педагогов, повышению их профессионального уровня. Цель методической работы в условиях введения ФГТ – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации новых требований через создание системы непрерывного профессионального развития.
Задачи:
– обеспечение непрерывности повышения квалификации педагогов в области освоения ФГТ, современных технологий, оптимальных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста;
– установление внешних связей ДОУ и привлечение специалистов в повышении профессиональной компетентности педагогов (социальные, медицинские, образовательный службы), стимулирование их саморазвития;
– повышение эффективности взаимодействия всех участников образовательного учреждения.
Обеспечивать реализацию данных направлений позволяет результативная работа педагогического коллектива, в процессе которой важно поставить педагога в такую ситуацию, где не столько бы он получал готовые знания, а «добывал» их при самостоятельном изучении методической литературы, опыта педагогов-новаторов, участия в конференциях, мастер-классах, деловых играх…
Методическая служба ДОУ строила свою работу на данных о реальном уровне профессиональной подготовки специалистов, полученных в ходе анкетирования педагогов, контроля, оценки и аттестации кадров. Наиболее востребованными формами методической работы являются:
• самообразование;
• обучение на теоретических семинарах, организованных в ДОУ;
• общение с коллегами и изучение их опыта работы при взаимопосещении;
• проведение открытых показов, встреч по различным методическим проблемам;
• самоанализ, самооценка.
Поиск новых форм методической работы, исследования профессиональной интересов педагогов, анализ ресурсных возможностей ДОУ, позволил объединить их в проектные команды, работающие на базе развивающих комплексов. В ДОУ создано 3 комплекса, предусмотренных программой развития: «Здоровьесберегающий», «Художественно-творческий», «Познавательно-речевой». Главной идеей их создания стало – объединить педагогов – единомышленников с большим опытом работы, с воспитателями менее опытными, углубленно работающие по единой методической теме, Благодаря этому значительно повысился уровень профессионально-личностного развития педагогов, был расширен круг их личных и деловых контактов. Каждая проектная команда имеет свои задачи, свой план работы, проводит заседания или организует творческие встречи или совместные занятия по обмену опытом, где участвуют все педагоги. Часто в таких творческих встречах принимают участие специалисты других структурных подразделений, учреждений (преподаватели АКИПКРО, сотрудники культурных и мед. учреждений). Тематика встреч разнообразна, соответствует задачам годового плана и требованиям современности
В качестве примера: в прошлом году проектные группы педагогов проектировали информационно-образовательное пространство развивающих комплексов в соответствии с ФГТ. Результатом стало разработка рабочих программ, составили вариативную часть образовательной программы ДОУ; в этом году запланировано освоение и внедрение авторских программ и технологий затрагивающих самые разные интересы детей и взрослых. В содержание заседаний включены: презентация программ с показом панорамы опыта, посещение творческих выставок, мастер-классы по освоению авторских систем.
Обеспечить научно-методическую поддержку деятельности развивающих комплексов, осуществлять мониторинг исследования качества образовательной деятельности, позволяет созданный экспертный совет в ДОУ, успешно функционирующий на протяжении нескольких лет. В его состав входят спец. ДОУ, опытные педагоги, зав, зам. Зав. по ВМР, методист по научной работе к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования АКИПКРО Л.В. Беляева. Важным направлением его деятельности является общественная экспертиза, цель которой – на основе оценочных суждений способствовать выработке коллективного мнения о результатах успешной деятельности педагогов, отражать уровень их достижений.
Как показывает практика работы, качественно и эффективно проектировать образовательное пространство в дошкольном учреждении, позволяют совместные мероприятия взрослых и детей: конкурсы, совместные праздники, акции , проекты и пр.
В ДОУ созданы и реализуются проекты: «Физкульт-ура», «Профилакторий Неболита», «В стране веселых витаминчиков» и др. Важное значение пед. коллектив уделяет и освоению других образовательных областей. К примеру, в подготовке к педсовету: «Формирование интереса и целостной картины мира у дошкольников в процессе освоения образовательной области «Чтение художественной литературы», был реализован совместный проект с детской библиотекой №3 «Первые шаги к книжной культуре». В процессе организации недели книги: дети вместе с родителями участвовали в литературных досугах, были проведены интегрированные занятия, проведен конкурс чтецов.
Традицией в коллективе ДОУ стало ежегодное проведение Фестиваля здоровья, тематического дня «Я сам творю свое здоровье».
Созданию непрерывного профессиональному развитию педагогов, повышению качества образовательной деятельности, способствует и участие педагогов в конкурсной деятельности (разного уровня). Очень важно на данном этапе обеспечить методическое сопровождение конкурсантам: выявление затруднений в обобщении инновационного материала, выстраивания инд. маршрута педагога, позволяющего подготовить и презентовать свой конкурсный материал.
Качество методической работы определяется тем, что обеспечено:
– принятие всеми педагогами ДОУ идеологии ФГТ;
– оптимальное вхождение педагогов в систему ценностей современного образования ;
– освоение новой системы требований к структуре основной общеобразовательной образовательной программы, условиям ее реализации;
– овладение методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГТ.
– 100% педагогов ДОУ охвачено методической работой;
– 80% педагогов включены в инновационную деятельность;
– 60% имеют высшую и первую квалификационные категории;
– 80% владеют ИКТ и широко используют их на практике;
– 30% владеют современными образовательными технологиями, реализующими системно- деятельностный подход
-Разработано 5 рабочих программ, 2 представлены в рамках названия конкурсов.
Методическая работа ДОУ мотивированная на саморазвитие, самообразование, профессиональный рост всех членов педагогического коллектива стремится максимально удовлетворить их образовательные потребности, что способствует повышению
качества образования в дошкольном учреждении.