Когда в семье появляется ребёнок, то родители не обращают внимание на то, левша он или правша. Они просто любят его и воспитывают. Подрастая, ребенок обнаруживает свои особенности. Он активно действует левой рукой. Тут родители начинают волноваться, думая что их ребенок не такой как все. Но это совсем не так. Конечно, во всем мире, левшей немного меньше чем правшей, но данная особенность не является наказанием. Если знать особенности детей – левшей, то это может стать для вас, родителей, подарком судьбы.
“Левша” или “Правша”? Как определить?
Дети 2-3 лет действует и правой и левой рукой, в зависимости от состояния, настроения, своих субъективных ощущений или желаний. Ученые расходятся во мнении, когда уже можно определить ребёнка левшу. Для гармоничной жизни и сохранения нервной системы Левша или Правша ваш ребенок, важно определить к 5 годам, потому что именно в этом возрасте мы начинаем готовить его к школе и развивать мелкую моторику.
Чтобы определить, левша ребенок или правша нужно дать ему задание, и смотреть как он действует и какой рукой выполняет ваши поручения. Задания могут быть такие: собрать разбросанные игрушки, открутить крышечку баночки, протереть пыль на столе или на полочке, застегнуть или расстегнуть пуговицы, нарисовать дом сначала правой, а затем – левой рукой, поиграть в мяч (бросать его вам сначала – одной, а затем – другой рукой). Если все эти задания он выполняет лучше и активнее использует правую руку, то он – правша. Если он чаще пользуется левой рукой значит можно понять, что ребёнок левша.
Особенности “Левши”
Интеллектуальное развитие леворуких детей такое же, как и развитие праворуких детей, ничем не отличается. В стрессовых ситуациях леворукие дети более устойчивы и оптимистичны. Если ребёнок встречается с трудностями, то левша быстрее находит решение проблемы, чем праворукий ребёнок.
Психологи считают, что леворукие дети отличаются затянувшимся периодом упрямства. Левши художественно одаренные и эмоциональные дети. Они в этом же возрасте лучше праворуких рисуют, лепят из глины. У левшей чаще встречаются музыкальные способности. Левши начинают позже говорить и трудности с произношением звуков у них бывают чаще. Чтению, письму и математике левши обучаются в среднем медленнее, чем обычные дети. Дети-левши труднее овладевают управлением своими эмоциями и настроениями. Но леворукость – это индивидуальный вариант нормы, потому что и среди праворуких детей все эти особенности также встречаются.
Левши – это дети, у которых активно действуют правое полушарие а значит, абстрактное мышление, образная память, бессознательное, левая рука, ритм, восприятие музыки, интонации, левый глаз, ориентировка в пространстве, чувственная сфера.
Правши – это дети, у которых активно развито левое полушарие, и больше работает конкретное мышление, математические вычисления, сознательное, правая рука, речь, правый глаз, чтение, письмо, двигательная сфера.
Как себя вести с “Левшой”
Необходимо принимать как должное особенности ребёнка и не стремится превращать его в правшу. Не нужно выделять его из коллектива детей. Пока ребенок сам не заметит, что он левша, не стоит рассказывать ему об этом, просто учитывать его особенность. Когда действуйте с ним, хвалите ребенка за самые маленькие успехи, и поощряйте его творчество не потому, что он вундеркинд, а потому, что у него более уязвимая нервная система. Старайтесь не противопоставлять его другим детям и и терпимо относиться ко всем его особенностям. Поймите, что даже если бы он был правшой,его особенности могли бы быть теми же самыми. Создавайте ребёнку условия и дома и в детском саду для того, чтобы он мог работать левой рукой и не сталкивался с правым локтем соседа, и чтобы свет на его рабочее место падал и не заслонялся его рабочей рукой.
Старайтесь быть более чуткими и доброжелательными к ребёнку, потому что у него повышенная эмоциональность и впечатлительность. Не нужно рассказывать ему страшных сказок или разговаривать с ним на повышенных тонах. Снижайте тональность общения. Общайтесь с ребёнком ассоциациями, так он легко обучается и запоминает буквы.
Старайтесь не отдавать ребенка – дошкольника в большие коллективы детей, потому что малышу нелегко подчиняться жестким правилам. Не перегружайте ребёнка домашними делами и заданиями, ели у него есть свои дела пусть он их делает. Ваша задача – следить чтобы ребёнок не болтался просто так.
Если не можете выбрать тактику воспитания, не стесняйтесь обращаться к опытным педагогом и психологом за помощью и советом – ваш ребёнок стоит того чтобы вы узнали побольше об особенностях общения с ним.