Цель: Развитие положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Формировать начальные представления о летних и зимних видах спорта.
2. Формировать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между видами спорта и его атрибутами, местом занятий и временем года.
3. Закреплять знания о видах спорта и спортивном инвентаре.
4. Развивать познавательную способность, память, внимание, логическое мышление.
Дидактическое пособие Лэпбук «Спорт круглый год» разработано для детей старшего дошкольного возраста. Пособие может использоваться как индивидуально, так и подгруппой детей, самостоятельно или совместно со взрослым. Так как интерес детей требует постоянно новых знаний, событий, поэтому пособие не статично, оно предполагает своё развитие. Содержание дидактического материала можно пополнять и усложнять.
Данное пособие состоит из теоретической и практической части. В теоретической части посредством загадок, стихов, пословиц дети знакомятся с видами спорта, спортивным инвентарем. Так как главной деятельностью ребенка является игра, практическую – закрепляющую часть, мы представили в форме дидактических игр.
Содержание Лэпбука «Спорт круглый год»
1. «Летние виды спорта»
Кармашек «Летние виды спорта» содержит цветные иллюстрации летних видов спорта, которые предназначены для проведения бесед о спорте, рассматривания детьми, а также использования в дидактических играх.
Цель: Формировать у детей интерес к спорту; знакомить детей с летними видами спорта, учить узнавать и называть виды спорта; называть спортсменов; развивать связную речь ребёнка, внимание, мышление, память, детскую фантазию.
1) Дидактическая игра «Что это за спорт?»
Ход игры: Картинки переворачиваются лицевой стороной вниз. Каждый ребенок берет себе картинку. По очереди дети называют вид спорта, изображенный на картинке, которая им досталась.
2) Дидактическая игра «Попробуй отгадай»
Ход игры: На столе лежат карточки с видами спорта картинкой вниз, водящий выбирает картинку, никому не показывая ее, должен рассказать про этот спорт, а остальные отгадать, что на карточке.
3) Дидактическая игра «Назови спортсмена»
Ход игры: Дети по очереди вытягивают карточки с видом спорта и должны назвать вид спорта и спортсмена, если ребенок затрудняется с ответом, то другие дети помогают ему.
Например: Футбол-футболист, баскетбол – баскетболист и т.д.
4) Игра малой подвижности «Покажи, мы отгадаем»
Ход игры:Ребенок берет карточку, чтобы другие игроки ее не видели. Потом он, не показывая и не называя вид спорта, изображенный на картинке, изображает его. Дети пытаются угадать. Выигрывает тот, чей вид спорта был отгадан быстрее.
2. Дидактическая игра «Игра в мяч».
Кармашек «Игра в мяч» содержит парные картинки мячей (6 пар) и карточку с правилами игры.
Цель: Формировать представления о мячах разных видов и их принадлежности к какому-либо виду спорта; развивать память и внимание.
Ход игры: Карточки перемешиваются и раскладываются в случайном порядке картинкой вниз. Ребенку предлагается открывать по две карточки. Если выпали две одинаковые карточки, то нужно отложить их в сторону и назвать вид спорта, к которому относятся мячи. Если карточки не совпали, то нужно перевернуть их назад. Игра продолжается, пока не соберутся все одинаковые карточки.
3. «Летний инвентарь»
Цель: Расширять знания о летнем спортивном инвентаре. Учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение. Закреплять знания детей о летних видах спорта, спортсменах. Развивать зрительное внимание, память, логическое мышление.
1) Дидактическая игра «К какому виду спорта относится инвентарь?».
Ход игры: Картинки переворачиваются лицевой стороной вниз. Каждый ребенок берет себе картинку. По очереди дети отвечают, какая картинка им досталась (название), и называют вид спорта, в котором используется этот спортивный инвентарь,
2) Дидактическая игра «Кому нужны эти вещи?»
Ход игры: Картинки переворачиваются лицевой стороной вниз. Каждый ребенок берет себе картинку. По очереди дети отвечают, какая картинка им досталась (название), называют спортсмена, который использует этот снаряд,
Например:
Ракетка нужна (теннисисту).
Мяч нужен (футболисту, волейболисту, баскетболисту)
3) Дидактическая игра « Подбери все атрибуты»
Ход игры: В игре используются картотеки «Летние виды спорта» и «Летний инвентарь». Карточки с видами спорта переворачиваются лицевой стороной вниз. Каждый ребенок берет себе карточку. Все карточки со спортивным инвентарем лежат перед детьми лицевой стороной вверх. Задача ребенка подобрать все спортивные атрибуты, которые относятся к своей картинке.
Например: Футбол – футбольный мяч, ворота, бутсы и т.д.
4. «Зимние виды спорта»
Кармашек «Зимние виды спорта» содержит цветные карточки зимних видов спорта. Карточки предназначены для проведения бесед о спорте, рассматривания детьми, а также использования в дидактических играх.
Карточки зимние виды спорта используются в аналогичных дидактических играх, что и карточки с летними видами спорта.
Цель: Формировать у детей интерес к спорту; знакомить детей с зимними видами спорта, учить узнавать и называть виды спорта и спортсменов; познакомить детей с подробным описанием и правилами зимних видов спорта; пополнить словарный запас ребенка новыми словами; развивать воображение, мышление, логику.
1) Дидактическая игра «Назови вид спорта»
Ход игры: Дети по очереди вытягивают по одной карточке и называют вид спорта и спортсмена, изображенные на картинке. Если ребенок затрудняется с ответом, то другие дети помогают.
Например: Хоккей – хоккеист, Фигурное катание – фигурист…
2) Дидактическая игра «Что это за спорт?»
Ход игры:Ребенок берет карточку, чтобы другие игроки ее не видели. Потом он, не показывая и не называя вид спорта, изображенный на картинке, описывает его словами. Дети пытаются угадать. Выигрывает тот, чей вид спорта был отгадан быстрее.
5. «Зимний инвентарь»
Цель: Расширять знания о зимнем спортивном инвентаре, о его предназначении; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение, умение классифицировать и сортировать инвентарь по видам спорта. Закреплять знания детей о зимних видах спорта, спортсменах. Развивать зрительное внимание, память, логическое мышление.
1) Дидактическая игра «К какому виду спорта относится инвентарь?».
Ход игры: Каждый ребенок берет себе карточку. По очереди дети отвечают, какая картинка им досталась (название), и называют вид спорта, в котором используется этот спортивный инвентарь.
2) Дидактическая игра «Кому нужны эти вещи?»
Ход игры: Картинки переворачиваются лицевой стороной вниз. Каждый ребенок берет себе картинку. По очереди дети отвечают, какая картинка им досталась (название), называют спортсмена, который использует этот снаряд,
Например:
Шайба – хоккеисту.
Лыжи – лыжнику, биатлонисту
3) Дидактическая игра «Найди лишнее».
Ход игры: В игре используются карточки «Летний инвентарь и «Зимний инвентарь». Выкладывается ряд из пяти картинок, в котором один лишний – летний в ряду зимних или наоборот. Дети смотрят на ряд и должны определить лишнюю картинку и объяснить почему, именно она лишняя.
6. «Стихи» и «поговорки»
Цель: Закрепление знаний детей о спорте, посредством художественной литературы Развитие памяти, слухового восприятия, улучшение артикуляции ребенка.
Ход игры: Чтение и разучивание стихотворений и поговорок.
7. «Загадки».
Кармашек «Загадки» содержит карточки с загадками на спортивную тематику.
Цель: Развитие мышления детей, расширение представления о различных видах спорта и спортивном инвентаре. Закреплять знания детей о спорте.
Дидактическая игра «Соедини загадку и отгадку»
Ход игры: На столе разложить карточки с зимними, летними видами спорта, а также со спортивным инвентарем. Читать загадку. Ребенок, который быстрее всех отгадает загадку, показывает карточку с правильным ответом. Если ответ правильный, то забирает карточку себе. Выигрывает тот ребенок, который соберет больше всех карточек.
8. Мини-книжка «Для чего нужен спорт» и «Что такое спорт»
Цель: Стимулирование ребёнка к занятиям спортом и физкультурой.