Формирование нравственно – волевых качеств старших дошкольников

Нравственно-волевые качества дошкольников не появляются сами собой. Они нуждаются в формировании. От наличия этих качеств зависит успешность обучения ребёнка в школе, поэтому их развитию нужно уделять особое внимание.

Как же можно развивать эти качества? В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение, дающие большие возможности для формирования нравственно-волевых качеств ребенка-дошкольника.

Воспитание нравственно-волевых качеств ребенка в контексте нравственно-волевой готовности к школе следует рассматривать как одну из основных задач
дошкольного учреждения и семейного воспитания.

И дома, и в детском саду без сформированности нравственно-волевых качеств (настойчивость, выдержка, организованность, решительность, целеустремленность и т. д.) ребенку становится всё труднее реализовать свои возможности в полном объеме.

Особенно ярко проявляется неустойчивость волевого усилия в младшем дошкольном возрасте, основной причиной которого является преобладание психического процесса возбуждения над психическим процессом торможение. В старшем же возрасте создаются предпосылки для работы над силой воли, так как эти психические процессы уравновешиваются, благодаря получаемому социальному опыту ребенка и общим механизмам взросления

В среднем дошкольном возрасте дети становятся более способными к волевому поведению, особенно в условиях, когда деятельность представляет для них интерес. Так, неспокойный, легко отказывающийся от цели ребенок сосредоточенно выполняет задание, будучи включенным в интересную игру, выступая в роли, обязывающей проявлять выдержку и настойчивость.

Старших дошкольников нам, взрослым, необходимо ставить в условия, требующие самостоятельного выполнения заданий, правил поведения, с тем чтобы формировать у них умение выбирать правильные действия и поступки.

Перед школой нужно вырабатывать у детей умение управлять собой, поэтому взрослым необходимо помогать детям выполнять установленные правила поведения, предупреждать возможности их нарушения, формировать умение сдерживать себя, не поддаваться отрицательному примеру сверстников и окружающих людей.

Отечественные ученые подсказывают нам, что особое внимание
нужно уделять следующим качествам личности:

  • Развитию самостоятельности (Г. Н. Година, К. П. Кузовкова).

Понятие «самостоятельность» включает 1)познавательные, 2)волевые и 3)эмоциональные компоненты: понимание задачи и способа её выполнения; достаточное владение способами выполнения поставленной перед ребенком задачи; активная волевая целеустремленность ребенка; проявление нравственных чувств и положительных эмоций (доброты, сочувствия, радости, удовольствия).

Первые два компонента составляют содержание понятия самостоятельность, последние обеспечивают её действенность. Единство этих компонентов в личности ребенка создает предпосылки для развития самостоятельности и дальнейшего формирования нравственно-волевых качеств характера ребенка.

  • Очень важно для будущего ученика нравственно-волевое качество – ответственность.

Исследования, проведенные К. А. Климовой, показывают, что формирование ответственности у детей дошкольного возраста является предпосылкой воспитания чувства долга, умения и желания доводить дело до конца, отвечать за свои поступки перед другими. В исследовании К. А Климовой использовались разработанные ею специальные ситуации в различных видах детского труда, в игре и дифференцированный подход к воспитанию детей с разным уровнем развития ответственности. Автор пришла к выводу, что старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять.

Вместе с тем исследование показало, что у некоторых детей это качество ещё недостаточно устойчиво и требуется дополнительная работа по его формированию.

  • Готовность к учению определяется также дисциплинированностью и послушанием (Н. А. Стародубова, Н. И. Рюгина). Послушание – это первая ступень дисциплинированности.

А. С. Макаренко утверждал: «Дисциплинированным человеком мы имеем право назвать только того, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение и найдёт в себе твёрдость продолжать такое поведение до конца, несмотря ни на какие бы то ни было трудности и неприятности». Конечно, ребенок дошкольного возраста часто затрудняется выбрать правильное поведение, но если взрослый предпринимает усилия для формирования данного качества, то оно постепенно проявляется в характере ребенка.

Дисциплинированность выпускника дошкольного учреждения способствует достаточной концентрации внимания ребенка на уроках, четкому выполнению заданий учителя первого класса, помогает правильно реагировать на замечания учителя.

  • Умение доводить дело до конца, преодолевать трудности и проявлять способность к произвольным действиям (Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, З. М. Истомина)

Эти качества также помогут ребёнку в учёбе. Научившись этому в дошкольном возрасте, первоклассник будет легче справляться с трудными заданиями, более того, будет с удовольствием выполнять их.

  • Необходимо так же формировать у дошкольников жизнерадостность.

В основе этого нравственно-волевого качества лежит оптимизм, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к окружающим. Оно благотворно влияет на всю деятельность ребёнка, его взаимоотношения со сверстниками.

Важнейшим средством формирования жизнерадостности является создание вокруг ребенка бодрой, мажорной эмоциональной обстановки, насыщенной разнообразной и интересной деятельностью. Многое зависит от позиции окружающих ребенка взрослых, понимания ими юмора, шутки, заботливого отношения к детям. Умение взрослого пошутить, посмеяться, понять детский юмор способствует созданию хорошего настроения детей. Дети, понимающие шутки и юмор, более доброжелательны, общительны, жизнерадостны.

В старшем дошкольном возрасте нравственно-волевые качества развиваются разными способами. это и опора на положительные примеры литературных героев и героев мультфильмов, это и участие ребёнка в труде, выполнение трудовых поручений. Это и игры с правилами и соревновательный игры. Это и забота ребёнка о природе, умение расставлять приоритеты: кормить, не забывая, птиц зимой, любоваться не срывая, цветами и другими растениями. Ухаживать за саженцами, и многое другое.

Ниже я подобрала статьи, которые могут оказаться вам полезными в этом вопросе.

Литература, источники:

  1. Воспитание нравственно-волевых качеств у ребенка-дошкольника
  2. Воспитание нравственно -волевых качеств у ребенка -дошкольника
  3. Формирование волевых качеств у старших дошкольников при реализации образовательной области “физическое развитие”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *