Консультация для родителей: «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников на различных возрастных этапах детства»

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, – писала Н. К. Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».

Все меры, которые разрабатывает дошкольная педагогика, способствуют оптимальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.

К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:

• рационально организованная обстановка,
• четкий режим дня,
• руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

Формирование КГН  происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.

Формирование культурно – гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

• личный пример взрослых
• показ способов действия (Н-р при умывании или как правильно держать ложку)
• объяснение
• пояснение
• поощрение
• беседы
• упражнения в действиях
• потешки («Водичка, водичка, умой мое личико….»)
• стихотворения
• пословицы, поговорки
• игровые приемы («Умоем куклу Катю перед обедом»)
• прием повторения действий (например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.)

Для каждого возрастного этапа, необходимо понимать, какие умения и навыки у детей должны быть сформированы:

2-3 года: сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать полотенцем. Приводить себя в порядок с помощью взрослого: пользоваться инд.предметами. Правильно держать ложку.
3-4 года: правильно умываться, пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насухо их вытирать, пользоваться самостоятельно носовым платком, расческой.
Правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать.
4-5 лет: навыки приобретенные ранее совершенствуются, причем после еды ребенок приучается полоскать рот, при чихании уметь отворачиваться, прикрывать носовым платком.
5–7 лет: следить за чистотой тела, опрятность одежды, прически, самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, самостоятельно приучать устранять непорядок в своем внешнем виде. Совершенствовать культуру еды: есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку, обращаться с просьбой, благодарить после еды и др.

• Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
• Формируя у детей дошкольного возраста культурно – гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.

Составила: старший воспитатель Баева Л.В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *