Повестка:
- Анализ анкетирования на тему: «Сколько ребенок находится за компьютером?»
- Рекомендации «Чтобы избежать зависимость, особенности организации работы с компьютером в домашних условиях.»
- Памятка «Правила безопасности при обращении с компьютером»
1 вопрос: Анализ анкетирования провела Хазова Е.И., воспитатель гр. №2. «Блиц – опрос родителей «Сколько ребёнок находиться за компьютером?»
Добрый вечер, уважаемые родители! Наша встреча не случайна, мы с вами поговорим о влиянии компьютера на наших детей.
Сегодня практически каждый ребенок с раннего возраста имеет доступ к компьютеру. Современный дети легко осваивают управление сложными электронными приборами, удивляя этим свих родителей, бабушек и дедушек. Они самостоятельно используют ноутбуки, планшеты, телефоны родителей сначала для просмотра мультфильмов, потом для компьютерных игр и общения в социальных сетях. Компьютерные игры становятся частью детской субкультуры, при этом, вытесняя из жизни традиционные игры, и превращаются в основную форму досуга детей.
С одной стороны, они очень облегчают нашу жизнь, а с другой – мы вынуждены платить своим здоровьем и благополучием в доме. Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него? Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на эти проблемные вопросы и постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере.
Для начала предлагаю познакомиться с результатами блиц – опроса.
Вопросы, предложенные родителям, были направлены на выявление их отношения к использованию информационно компьютерных технологий в семье.
В блиц – опросе принимали участие родители подготовительной группы. Роздано анкет – 26 шт., собрано – 100%. Из 26 семей воспитанников компьютер имеют 92% семей, все дети умеют пользоваться компьютером.
На второй вопрос «Сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером в день?
Длительное время 2 ч. И более – 27% (7 чел)
Среднее время от1-1,5 ч – 50% (13 чел)
Не более 45 мин – 23% (6 чел)
3 Вопрос: «Как ваш ребенок проводит время за компьютером?» был задан с целью определить, как именно родители видят использование компьютера и применяют его в домашних условиях. Выявлен положительный момент: дети дома слушают аудиосказки, играют, занимаются по специальным развивающим программам, рисуют.
4 Вопрос «Довольны, ли вы, что ваш ребенок так увлечен компьютером?» родители ответили спорно, а именно:
а) Многие из вас отмечают, что дети многовато времени проводят за компьютером.
б) Другие считают, что компьютеры и планшеты спасение родителей. Им кажется, что ребенок занят, ребенок развивается.
в) Некоторым родителям нравится, что дети не балуются, не мешают, а тихо сидят за планшетом или компьютером и не признают существующей угрозы.
5 Вопрос «У вас есть беспокойство по поводу пользования ребенком компьютера?» показывает, что, в основном, родители правильно воспринимают положительные моменты компьютерных технологий. Естественно использование ИКТ должно быть строго дозировано и использовано только в соответствии с возрастом. Однако 3% опрошенных родителей не видят положительных моментов в использовании компьютера.
Следующим вопросом № 6 спрашивали родителей, знают ли они«Что такое информационная безопасность ребенка?» 45% взрослых считают, что это когда ребёнок не смотрит лежа планшет, или вблизи компьютер, длительное время, просматривание агрессивной информации, теряется (снижается) зрение.
На 7 вопрос «Какие меры по информационной безопасности вашего ребенка вы предпринимаете?» родители ответили так:
49% – привлекают детей к домашним обязанностям;
20% – занимаются с ребёнком продуктивной деятельностью;
21% – накладывают запрет или ограничения на просмотр компьютера «Родительский контроль» т.к. считают, что это с целью ограждения от негативной информации и вредного излучения;
10% – играют с детьми в развивающие настольные игры.
На 8 вопрос «Какие черты характера появились у ребенка после начала использования компьютера?» Ответили, что дети стали плохо засыпать, проявляется невнимательность, падает зрение, дети становятся раздражительными, не послушными.
9 Вопрос был адресован самим родителям «Сколько времени вы сами проводите за компьютером?». Результаты соответствуют веянию времени, так как компьютер прочно вошел в нашу жизнь, абсолютное большинство родителей пользуются компьютером и дома и на работе.
Вывод по результатам опроса: Таким образом, большинство семей, предполагают возможные отрицательные последствия длительного использования ИКТ для дошкольника, имеют представление о положительных и отрицательных результатах применения компьютерных игр. Тем не менее, более половины семей не соблюдают рекомендуемых норм и правил по возрасту детей, не обучают своих детей здоровому использованию компьютера и альтернативным способам экологичного проведения досуга. Впоследствии у дошкольников могут складываться такие негативные последствия, как: чрезмерное перенапряжение нервной системы, агрессия, импульсивность, раздражительность, быстрая истощаемость; компьютерная зависимость с уходом от реальных обязанностей и доступного уровня ответственности в виртуальный мир; обесценивание и искажение восприятия реальной жизни; ухудшение состояния здоровья (зрения, осанки, общего физического состояния). Причины чрезмерного использования ИКТ дошкольниками носят субъективный характер (чтобы ребенок был удобным для взрослых; для развития или удовлетворения желания поиграть), а значит, могут быть сглажены посредством изменения линии поведения взрослых.
2 Вопрос: «Чтобы избежать зависимость» особенности организации работы с компьютером в домашних условиях. Подготовила Гукк Н.В. воспитатель группы №2.
Выделим «+» и «-» компьютера.
– Все должно быть в меру. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером.
Детям до 6 лет-20 мин. и то, желательно не каждый день, детям в возрасте 7-8 лет можно продлить до 30-40 мин в день.
– Общение с информационными гаджетами – одностороннее, ребёнок не является собеседником. Поэтому дети, проводящие много времени перед экраном могут не научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли, общаться со сверстниками. Детям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость и т. п.
Заинтересовать в компьютерной игре, как и в книгах, самое главное содержание. Игры для дошкольников должны быть доступными, добрыми, понятными, яркими, краткими, познавательными. Выберите игры, которые соответствуют детям дошкольного возраста.
Существуют несколько типов игр, которые имеют определенные задачи.
1 Стрелялки Жестокие игры – цель убить или покалечить, как можно больше существ. Эти игры наносят самый непоправимый вред на психику ребенка. Для дошкольника такие игры должны быть в исключении.
2. Стратегии игры – менее кровожадные игры, однако также построены на принципах войны, захвата и рабства. Из-за несформированной психики дошкольников такие игры также не рекомендуются.
3.Спортивные компьютерные игры. Ребенку необходимо развиваться физически, быть ловким и выносливым, гибким и крепким, поэтому лучше играть в спортивные игры в реальной жизни. Не рекомендуются для дошкольников из-за ограниченного опыта.
4. Бродилки игры– это виртуальная реальность, которая уводит ребенка далеко от его собственной жизни и развития. Ребенок потратит огромное количество времени, чтобы пройти игру и получит сомнительные навыки и познания.
5. Развивающие существует большое многообразие развивающих компьютерных игр для разных возрастов. Есть действительно интересные и полезные игры. Которые учат детей читать, считать, рисовать, дают полезные знания в разных областях, учат внимательности и логике. Разрешайте играть в игры с исследовательским содержанием, чем развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
Что касается интернета, постарайтесь установить Интернет-фильтр, т. е. программу, позволяющую блокировать доступ к сайтам с нежелательным содержанием.
Установите программу «Родительский контроль», которая автоматически контролирует время нахождения ребёнка за компьютером. Компьютер приносит вред тогда, когда родители формально относятся к подбору игр для ребенка или не знают, как их выбирать, не создают условия для организации безопасной игровой деятельности: не следят за осанкой, не контролируют время игры, и т. д.
Постарайтесь, чтобы ребенок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.
– Итак, мы с вами выделили пользу и вред компьютерных игр. Я также хочу обратить ваше внимание на то, что чрезмерное пользование компьютером приводит к компьютерной зависимости.
Компьютерная зависимость. Её признаки:
-Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишён компьютера.
-Увеличивает время, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям – прогулкам, домашним делам и. т. д., полностью или частично теряя к ним интерес.
-Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, это ведёт ко лжи относительно того, что он делает.
-Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает.
-Компьютер – основной объект общения и физическое общение становится не нужным.
-Проявляет агрессию.
Для того чтобы не развивалась эта зависимость, нужно выполнять ряд требований:
1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И. если отец разрешает играть сыну не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
2. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя.
3. Предложить другие возможности время препровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.)
4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры).
5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, т.к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
6. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, необходимо обращаться к психологам.
Если родители будут соблюдать требования и правила, то компьютер не нанесет вреда ребенку, а польза его очевидна, так как новые стандарты обучения предполагают совершенствование образовательных программ, а также использование новых информационных средств обучения. Эти средства необходимы для развития познавательной деятельности, в современных условиях играют важную роль и в подготовке ребёнка к школе.