Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Актуальность темы.

      Приоритетной задачей воспитателя при работе с детьми младшего дошкольного возраста в рамках дошкольного образовательного учреждения является развитие всех форм и проявлений речи ребенка. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция – с каждым годом в детский сад приходит все большее количество детей, которые имеют определенные отклонения в развитии речи (с нарушением произношения звуков, грамматики речи и др.). Кроме того увеличивается количество детей совсем не говорящих.

      Активное развитие речи у детей этого возраста происходит в общении дома и в детском саду. Важнейшим условием для эффективного развития связной речи у детей является наличие и организация речевой среды, а также тесное взаимодействие педагога с воспитанниками, родителей с воспитателем, родителей и детей, детей со своими сверстниками.

Нормы речевого развития в 3-4 года

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего ребенка в будущем. Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:

  • проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;
  • называть имена близких родственников и друзей;
  • воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
  • говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
  • называть предметы и распределять по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);
  • находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
  • называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
  • точно повторять услышанное;
  • пересказывать мультфильм, сказку;
  • в процессе речи разговаривать громко и тихо.

Что способствует развитию речи.

1. Пальчиковые гимнастики. Слайд 7.

Когда-то, В.А.Сухомлинский, известный педагог, сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Начнем с самого простого – пальчиковые игры. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малыша, пробуждающий воображение, фантазию.

2.Массаж ладоней и пальцев рук. Слайд 8.

Су — Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Данный массаж выполняется специальным массажным шариком.

3.Гимнастика для язычка. Слайд 9.

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный» язычок. Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5 – 10 минут.

Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений.

4.«Сыпучие игры». Слайд 10.  Нестандартные техники рисования на сыпучих материалах , позволяющие развивать не только моторику рук и речь, но и усидчивость, аккуратность, внимание и воображение. Рисуем солнышко, кружок, дорожку. Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком, указательным, мизинцем.

7.«Игры с мозаикой и конструктором» Слайд 11, которые также помогают в развитии моторики и речи детей.

8.«Сухой бассейн». Слайд 12 . Для этого подойдет простая коробка, наполнить ее горохом, косточками из компота, фасолью, макароны разной формы и т.д. Спрятать игрушку, можно поиграть – «Найди клад», «Найди игрушку», «Кто здесь живет?» , «Сыщики»…. И главное – малыша без присмотра не оставлять!

9. Чтение художественной литературы. Слайд 13.

prezentatsiya_rod.sobr_-1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *