Учить до школы – нужно ли? Если да, то как?

Консультация для родителей

Готовность ребёнка к школе в области умственного развития включает несколько
взаимосвязанных сторон. Ребёнку, поступающему в класс необходим известный запас знаний об окружающем мире – предметах и их свойствах о явлениях живой и неживой природы, о людях и их труде и других сторонах общественной жизни. Но важен не столько объём этих знаний, сколько их качество: насколько они правильны, чётки, какова степень обобщённости сложившихся в дошкольном детстве представлений.
Образное мышление дошкольника даёт богатые возможности для усвоения обобщающих
знаний. Дети овладевают представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям деятельности.
Такие представления и являются наиболее важными приобретениями, которые поможет
ребёнку в школе перейти к усвоению научных знаний. Вполне достаточно, если ребёнок
познакомиться с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнёт их выделять, начнёт отличать живое от неживого, растения от животных, созданное природой от созданного руками человека, вредное от полезного.
Особое место в психологической готовности детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, относящимися к школьным – грамотой, счётом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешное обучение в школе. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и её отличии от содержательной стороны о количественных отношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей.
Поможет ребёнку учиться в школе и усвоение понятия числа и некоторых других
первоначальных математических понятий.
Что же касается навыков чтения, счёта, решения задач, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформулированы. Навык чтения повышает
уровень готовности ребёнка к школе только при условии, что вы научили ребёнка слышать
звуки, слова, если он осознаёт его звуковой состав, а само чтение является слитным или по слоговым. По буквенное чтение затруднит работу учителя, т. к. ребёнка придётся
переучивать. Так же обстоит дело и со счётом – он окажется полезным, если опирается на
понимание математических отношений значении числа.
ГОТОВНОСТЬ ПОЗНАВАТЬ
Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеет и то, насколько
развита у ребёнка познавательная деятельность, интерес к ней.
Вы можете спросить: “А разве недостаточно того, что ребёнок хочет идти в школу?” Нет, не
достаточно. Хорошо, что у ребёнка выработалось общее положительное отношение к школе.
Но для того, чтобы обеспечить устойчивую, успешную учёбу, надо ещё. чтобы ребёнка
привлекло само содержание получаемых в школе занятий, интересовало то новое, с чем он знакомиться на уроках, чтобы ему был радостен сам процесс познания.
Такие стойкие познавательные интересы складываются постепенно, в течении длительного
времени, они не могут возникнуть сразу, как только ребёнок пришёл в школу, если раньше их воспитанию не уделяли внимания. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объём знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребёнка игровой и житейской ситуацией ( один первоклассник никак не мог ответить на вопрос, сколько будет, если к 1+1, но когда перед ним поставили чисто практическую задачу: Сколько у тебя будет денег, если папа тебе дал рубль и мама 1 рубль, мальчик, почти не задумываясь, ответил: “Конечно два!”.)
Если вы занимались с ребёнком, воспитывали его ум, побуждая к поиску, размышлениям, то вы можете быть уверены: основа познавательных интересов вами заложена.
Ребёнок, поступив в школу, должен планомерно обследовать предметы, явления, выделять
их разнообразные свойства. Ему необходимо владеть достаточно полным, точным
восприятием.
Важное значение имеет хорошая ориентировка ребёнка в пространстве и времени. Особенно высокое требование уделяется усвоение знаний к мышлению ребёнка. Ребёнок должен уметь выделить существенное в явлениях окружающей действительности, умение сравнивать их, видеть отличие; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Ещё одной стороной психического развития, определяющей готовность ребёнка к школе, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно, понятно описать предмет, картину, событие, то или иное правило. Психологическая готовность к школе включает также качества личности ребёнка, помогающее ему войти в коллектив класса, найти своё место внём, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, усвоенные ребёнком правила поведения по отношению к другим людям, умение поддерживать и устанавливать взаимоотношения со сверстниками. 
Как видите требования эти достаточно серьёзные. Нужно “развивать” малыша уже сейчас,
тесно работая по данной проблеме с детским садом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *