“Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.”
(В.А.Сухомлинский)
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеет особое развивающее воздействие. Даже у новорожденного малыша кисти всегда сжаты в кулачки, если взрослый вкладывает свои пальцы в ладони ребёнка, тот их плотно сжимает. Однако все эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном уровне, его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для развития мелкой моторики, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Существует множество приёмов и методов для развития у детей мелкой моторики. Это традиционные и нетрадиционные методы к которым относятся массаж и самомассаж пальчиков и кистей рук, упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук, упражнения с предметами и без предметов, гимнастика для пальцев, пальчиковые игры и т.д. Чем раньше начата работа по развитию мелкой моторики рук, тем лучше для ребёнка, тем лучше ребенок будет готов к школе.
Пальчиковые игры – один из эффективных способов развития мелкой моторики. Ребёнок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребёнок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Поэтому необходимо уделять должное внимание различным способам действия на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы “обучает” руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности.
Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.
В своей работе мы используем «пальчиковую» гимнастику каждый день. Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику и речь с движением. Эти упражнения помогают развивать память, ребенок лучше запоминает стихи, т. к. кроме речи, активизируется и моторика рук, зрительная память
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Для развития мелкой моторики рук необходим и различный бросовый материал, доступный для любой семьи: пуговицы, разных цветов и размеров, игрушки от киндер сюрпризов, крышки от пластиковых бутылок, разных цветов. Можно организовать задания: принеси крышки, и посчитай, кто сколько, какие принес, также можно использовать бельевые прищепки (деревянные). часть из них покрасили в разные цвета. Ребятки с удовольствием играют с ними, выкладывают из крышек разные узоры, силуэты зверей, разных предметов, перебирают разноцветные пуговички. А самое главное развивают свои пальчики.
“Пальчиковые игры”
Начинать можно с простых упражнений, используя потешки: “Мальчик-пальчик, где ты был?”, “Этот пальчик – дедушка”. “Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Дети часто сами придумывают сюжеты сказок и историй, научившись делать из пальчиков животных, птиц, разные предметы.
Дом – ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию ( труба, балкон).
Стул – левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).
Стол – левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Заяц – вытянуть вверх указательный и средний палец, остальные соединить.
Заяц играет на барабане – безымянный и мизинец стучит по большому пальцу.
Волк (собака) – правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.( собака лает), и другие.
Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как “выше”, “ниже”, “лево”, “право”, разучивают счет, да и просто улучшается настроение
Роль взрослого – поддержать интерес детей, подсказать, дополнить творчество детей, придумать сказку вместе. Обучая маленького ребёнка в процессе игры в сказку, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным!
Вместе с пальчиковой гимнастикой можно проводить артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика предоставляет возможность всем, и взрослым и детям, научиться говорить правильно, красиво и четко.
Можно проводить артикуляционную гимнастику в виде сказки, стихов, хорошо если проведение гимнастики будет сопровождаться иллюстрациями.
Ой, ду-ду! Ой ду-ду!
Потерял пастух дуду.
Губы трубочкой сложи И мальчишке покажи.
Покажите в ходе стихотворения, как можно сложить губы трубочкой, и вытянуть их вперед, а потом их расслабить. Упражнение можно сделать 3-5 раз.
Предлагаем Вам небольшое стихотворение с массажным мячом, ребенок держит мяч в одной руке, а другой ладонью поглаживает его сверху вниз.
И у сосен, и у елок много остреньких иголок
А еще на них похож, добрый, но колючий еж.
Игры с прищепками. (Монтессори пособие)
Цель игры: Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
Материал: разноцветные, бельевые прищепки. Заламинированные картинки: солнышко, рыбка, ствол дерева, тучка, птичка, ежик.
Предложите ребенку поиграть в прищепки, покажите, как их можно раскрывать и прицеплять на края коробочки. Рассмотреть с детьми картинки, что не так? Солнышку сделать лучики, дереву ветки, рыбке плавники, хвостик. После того, как дети одели прищепки на картинки, они придумывают сказку.
Игры с крышечками, пуговицами
Цель игры: развитие пространственных представлений, логического мышления, воображения. Закрепление счетных навыков.
Предложить ребенку, рассортировать пуговицы по размеру.
Выложить, по образцу фигуры.
Выложить, что хочешь (гусеница, цветок, домик)
Выложить контур изображения на раскраске из мелких пуговиц.