Профессиональная палитра

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Общение с взрослыми и сверстниками является как неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игра, труд, продуктивная деятельность и др.), так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста. 

Дети дошкольного возраста отличаются эмоциональностью и импульсивностью. Эмоциональное состояние сильно влияет на поведение, и для того, чтобы заставить его что-то сделать, необходима положительная мотивация. В качестве «стимулятора» может выступать заинтересованность, симпатия к людям, удовольствие. Но эмоциональное равновесие у детей крайне неустойчиво и часто сменяется возбуждением. Воспитание вежливости в старшем дошкольном возрасте можно только при хорошем настроении «ученика».

Овладение опытом вежливого поведения определяется спецификой самих проявлений в условиях детского сада. Поэтому не всеми проявлениями вежливости дети дошкольного возраста овладевают одинаково легко и быстро. Быстрее и легче дети овладевают проявлениями прощания, чем приветствия, вежливого обращения с просьбой, чем благодарностью за услугу. Легко и быстро дети усваивают привычку вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, труднее – проявлением извинения за свою неловкость. Однако, исходя из парности в проявлении вежливости, их взаимосвязь способствует лучшему обогащению опыта детского поведения по всем проявлениям вежливости.

Вежливость формируется и проявляется в процессе общения в различных видах деятельности. Все виды деятельности имеют свои возможности и особенности для обогащения опыта вежливого поведения. Большие возможности для упражнения детей в вежливом отношении к взрослым и своим товарищам имеет бытовая деятельность. В процессе учебной деятельности уточняются и закрепляются представления о правилах вежливости, осознаются мотивы вежливых проявлений.

В рамках конкурса мы решили провести занятия для наших детей старшей группы и познакомить с трудом работников дошкольного учреждения. Заодно поговорить о вежливости. И выяснить знают ли они И.О. сотрудников детского сада. Чтобы освежить их память о мире профессий, была проведена дидактическая игра 

Дидактическая игра «Ты расскажи, а мы отгадаем»

Цель: закрепление представлений о профессиях сотрудников детского сада, знания их имён; развитие умения составлять небольшие описательные рассказы, сообразительности.

Психолог показывает детям фотографии сотрудников детского сада. Дети должны отгадать профессию сотрудника детского сада и по возможности имя и отчество.

Дидактическая игра «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ДЕЙСТВИЙ».

Цель. Игра учит детей соотносить действия людей различных профессий.

Игровые правила: называть только одно действие данной профессии. Если ребенок не может вспомнить, то он ударяет мячом о пол, ловит его и бросает назад ведущему.

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии.

Психолог говорит слово «врач» и бросает мяч кому-либо из играющих. Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, делает уколы, операции, дает лекарство». Затем называет знакомые детям профессии: няня, прачка, повар и др. Дети вспоминают, что делают люди этих Профессий.

Игра «Кому что нужно?»

Цель: учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.

Игровые правила: назвать профессию в соответствии с предметом труда, объяснить назначение предмета.

Оборудование: на столе у психолога разложены предметы-игрушки для труда людей разных профессий: набор медицинских инструментов; набор кухонной посуды; молоток, гвозди, гаечный ключ из детского конструктора; куклы.

Ход игры: педагог приглашает по одному участнику к своему столу. Ребенок берет какой-либо предмет и называет его. Остальные дети должны назвать, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. Вызванный ребенок кладет инструмент к кукле с  соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда.

Когда слышишь добрые слова, сказанные от души, с улыбкой на лице, то сразу становится теплее. Важно, чтобы это происходило искренне, а не так как в истории с осликом.

«Был ослик очень вежливый, воспитанный он был.

Всем улыбался, кланялся, и здравствуй, говорил.

Потом он отходил на шаг и говорил тюлень – тюфяк,

А заяц-трус, а лев – дурак, а слон обжора и толстяк.

Ни разу доброго словца он не сказал ни про кого».

Закончите предложения:

  1. Когда заходишь вгруппу, надо…
  2. Если встретил знакомого человека, надо…
  3. Если вам надо что-то попросить, не забудьте….
  4. Если вам надо к кому-то обратиться, сначала …
  5. Если вы кого-то задели нечаянно, вы должны…
  6. Если вам что-то дали, надо…
  7. Если вам нужна помощь, как надо попросить?
  8. Когда вы уходите, надо…

Игровые ситуации

– при встречи с взрослым человеком в детском саду, вы должны…

– представьте себе, что к вам в группу заходит гость. Гость спрашивает: «Дети – добрый день. Это старшая группа №2? Я бы хотел видеть вашего воспитателя?» – ваши действия…

В результате можно сделать следующие выводы: дети различают и называют профессии, знают характерные особенности внешнего вида. Умеют соотносить предметы, необходимые для работы людей данной профессии.  Знают и используют в речи вежливые слова.

Также для детей был составлен опросник. В него вошли пять вопросов: как зовут воспитателя, няню, музыкального руководителя, психолога и  инструктора по физической культуре. Эти профессии взяты не случайно, т.к. дети весь год работали с этими людьми. В опросе на знание имя и отчества сотрудника детского сада приняли участие 26 детей старшего дошкольного возраста. 100% детей знают, как зовут их воспитателя, 92%- няню, 68% – музыкального руководителя, 50% – психолога, 48% – музыкального руководителя. Самым популярным и «родным» остается имя воспитателя!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *