Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры питания

Здоровье человека во многом определяется качеством его питания в детском возрасте,   когда формируется пищевой стереотип, вкусовые пристрастия и привычки закладываются типологические особенности взрослого человека. Дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте. В их формировании важнейшую роль играет семья, где  родители порой не уделяют достаточного внимания правильному и здоровому питанию ребенка. Яркая реклама продуктов, не имеющих никакой пользы, привлекает ребенка, что приводит к проблемам не только со здоровьем физическим, но и еще более опасным – психическим проблемам. В результате у детей развиваются не приносящие здоровья привычки в питании.    

             Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. На здоровье человека влияют и  чистота тела, и одежда и жилище, сон, отдых, прогулки, проветривание помещения, занятия физической культурой, закаливание и психологический комфорт.

Формирование культуры питания осуществляется целенаправленно с детьми в возрасте 4-5 лет по трем основным направлениям:

  1. Формирование представлений о роли и значении правильного питания для работы всего организма.
  2. Воспитание культуры поведения и правил этикета за столом.
  3. Соблюдение гигиенических требований.

Цель: формирование у детей основ культуры питания, осознанного отношения к своему здоровью.

Задачи:

  1. Обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека.
  2. Воспитывать культуру поведения.
  3. Знакомить с правилами этикета, принятые в современном обществе.
  4. Воспитывать самостоятельность при  соблюдении правила гигиены.
  5. Формировать умения детей отражать знания, впечатления в продуктивных видах деятельности.
  6. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, коммуникативные навыки.

 

Приобщение детей к культуре питания, успешной реализации поставленных возможно лишь при активном взаимодействии  педагогов и родителей. Поэтому родителям необходимо обращать внимание ежедневно на правильное выполнение культурно-гигиенических навыков (умываться, правильно пользоваться столовыми приборами…). Хорошо если доброй традицией в вашей семье станет совместная сервировка стола на ужин или при проведении совместного праздника, где дети практически  учатся правильно и красиво сервировать стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями.

Так как игра является ведущим видом детской деятельности то с помощью игры и игровых заданий можно сформировать у дошкольников многие навыки. Например можно создать игровую ситуацию и научить любимую игрушку «Правилам правильного питания», где отмечаются выполненные за день культурно – гигиенических навыков.

 В практике широко используются кулинарные и сенсорные игры: “приготовь овощной или фруктовый салат”, “варим компот”, “угадай по вкусу”. Эти игры знакомят детей с процессом приготовления блюд, помогают оценить полезность продукта, вызывают вкусовой интерес к блюдам. Можно организовать словесные игры в форме соревнований ”Кто больше назовет каш”,”Витаминные продукты”, «Традиции русской кухни», “Знатоки овощей и фруктов”, где ребенок не только описывает внешний вид, но и вкусовые качества продукта, игра «Закончи фразу …(правила поведения за столом)». Вместе с детьми можно согласовать и составить здоровое меню, где малыш будет высказывать пожелания о вкусных и здоровых блюдах, а затем помочь взрослым украсить приготовленные блюда.

Можно провести интересные для детей наблюдения и сравнения: «Можно ли есть суп вилкой? », «Режут ли кашу ножом? », «Какая ложка лучше? », «Можно через сито сеять горох?», «Какой ложкой удобно суп есть?».

Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор.

Произведения для чтения дошкольникам:
  • С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», Ю.Тувим «Овощи», З.Александрова «Картошка»;
  • Чтение сказки «Проделки обезьянки Манки»;
  • Чтение сказок «Горшок каши», «Каша из топора»;
  • Чтение сказки «Винни – Пух в гостях у Пяточка».
  • Пословицы и поговорки про еду.

С детьми старшего дошкольного возраста можно организовать творческое рассказывание «Как фрукты и овощи о своей пользе спорили», «Зачем салфетка за столом?», «Вкусные истории о пользе молока».

Особую атмосферу тепла, семейной радости вносят совместные  праздники,  в том числе и народных. Причем не надо забывать что каждый праздник ценен своими традициями, в том числе и  приготовлением соответствующих блюд: «Дорого яичко ко Христову дню», приготовление яблочного пирога на «Яблочный спас» и т.д.

сообщение составила: зам. зав. по ВМР Баева Л.В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *