Не так уж редко возникает ситуация, когда ребенок умеет читать и писать, но, тем не менее, оказывается не готовым к обучению в школе. Почему? Все дело в том, что интеллектуальная готовность прежде всего предполагает развитие познавательны процессов и наличие кругозора. К тому же ребенок должен уметь обобщать, сравнивать предметы, выделять существенные признаки, делать выводы. Простым и в то же время эффективным средством обретения вышеперечисленных способностей является музыка!
В.А. Сухомлинский утверждал, что музыка – могучий источник мысли, без музыкального воспитания не может состояться полноценное умственное развитие ребенка. Рассмотрим, как виды музыкальной деятельности влияют на ребенка.
Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, ее красоте. А речь является материальной основой мышления. Заучивание текстов совершенствует память. Благодаря разнообразной тематике песен совершенствуются познавательные способности.
В музыкально – ритмической деятельности ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает произведение, чем развивает слуховое внимание. Кроме того, дети, используя движения, подходящие к тому или иному произведению, развивают творческое воображение. Важно и то, что, нормализуя мышечный тонус, танцы улучшают взаимодействие между полушариями мозга. Благодаря им стимулируются одновременно такие процессы, как восприятие, внимание, память и мышление.
Игра на музыкальных инструментах требует точных движений и согласованной работы рук. Таким образом разрабатывается мелкая моторика рук. Особенно это важно при овладении навыками письма. Большинство инструментов могут задавать возможность пространственных кооринат: духовые – «ближе-дальше» или «вверх-вниз», фортепиано, металлофон – «право-лево».
Восприятие музыки – сложный процесс, наполненный глубокими переживаниями. Прослушивание музыки развивает наглядно образное мышление и сосредоточенность, которая в дальнейшем пригодится для изучения математики и других точных наук.
Неотъемлемой частью музыкальных занятий является еще и образовательная деятельность . Дети учатся записывать ритмический рисунок, изучают нотную грамоту. Здесь задействуется пространственное мышление. Для понимания записи ритма требуются такие же математические навыки, как для понимания пропорций и дроби.
Отдельно можно сказать и о детском творчестве . Рисование под классическую музыку почти всегда влияет на выбор детьми цветовой гаммы, а также позволяет снять внутреннее напряжение.
В целом, у подрастающего человека ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность и изменяются к лучшему даже психофизические характеристики мозга, а значит, и способность к обучению.