В ДОУ предметно – развивающая среда строится на основе принципов здоровьесбережения и здоровьеобогащения дошкольников.
Представленные варианты моделей, рассматриваются в соответствии с развивающим содержанием различных возрастных периодов дошкольного детства (младший, средний, старший) и учета уровня индивидуального здоровья воспитанников.
В пособии предлагается модель образовательного пространства, включающая мини-среды развивающих направлений, успешно реализуемых в ДОУ:
– физкультурно-оздоровительное;
– медико-профилактическое;
– социально-психологическое;
– познавательное.
Основные требования к организации
здоровье сберегающей среды в ДОУ:
– условия, предоставляющие ребенку свободу, оказывающие влияние на мироощущение, самочувствие дошкольников;
– включение объектов, способствующих познанию ребенком ценностей своего «Я» (физического, эмоционального, коммуникативного и т.д.);
– пространство должно быть целесообразным, информированным – стимулировать удовлетворение потребности ребенка в движении, занятии физической культурой и укрепление собственного здоровья;
– инициировать творческое и познавательное проявление ребенка в процессе приобщения к ценностям ЗОЖ;
– организовать экологически чистое пространство;
– создавать условия для взаимодействия и соучастия взрослых и детей в процессе совместной организации оздоровительной деятельности путем здоровьеобогащения и здороьесбережения.
Модель развивающего пространства
в образовательном учреждении
Мини-среда |
Наименования |
Физкультурно-оздоровительная |
– бассейн «Дельфиненок» – физкультурный зал – тренажерный уголок. – уголок чемпионы Здоровья – уголок безопасности «Веселый светофорчик». – валеологическая лаборатория «Почемучка».
|
Медико-профилактическая | – «тропа здоровья»- кабинет физиолечения
– процедурный кабинет – изолятор |
Социально-психологическая, познавательная |
– кабинет психолога (островок релаксации)- Островок «Сказок»
– Музыкальный зал «Веселинка» – изостудия «Кудесница» – мини-вернисаж – экологическая студия «Муравейник» – Лента-времени – кабинет учителя-логопеда «Владения веселого язычка» – познавательные островки «Сторона родная», «Вокруг света». |
Модель развивающей среды
в старшей группе
Мини-среда |
Наименования |
Эмоционально-рефлексивная |
Страна неприкосновенностейВалеологический вестник «К вопросу о здоровье».
Рукописная книга «Час семейных увлечений». Уголок уединения. «Гостевой» стул. Царство «Радости и грусти». Островок «Что в имени моем». Альбом астрологических прогнозов. «Полянка моих желаний» (доска-выбора). |
Культурно-коммуникативная |
Уголок «Я – ценность».Уголок доверительного общения.
Накидка примирения. Коробка добрых дел. Кубики-недельки. |
Спортивно-оздоровительная |
Фито-витражик.Коктейль-бар оздоровительных напитков.
Профилакторий «Неболита». Тренажер для глаз. Стимуляторы движений (мини-стадион). «Воздушная радуга» (подвесные модели для дыхания). |
Познавательная и опытно-экспериментальная |
Фенокалендарь.Валео-лаборатория «Знаек».
Уголок от учителей «Здоровья». Лужайка целительница. Рекламное агенство «Здоровой улыбки». Мини-музей «Целительные свойства чая». Правила-напоминалки о ЗОЖ. |
Художественно-преобразующая |
Дворик ученых ручек (тестопластика, песочные художества и т.п.).Театр-здоровья «Крепышок».
Экологическое панно. Валео-вернисаж (рисунки здоровья). Салон красоты. Королевство волшебной кисточки. |
Практически-действенная |
Хозяйство тетушки Швабры.Служба спасения.
Владения мыльного пузыря. Турагенство «Три источника здоровья». |
Модель развивающей среды
в группах раннего возраста
Мини-среда |
Наименования |
Познавательная |
Фотосалончик «Это я».
Зеркало веселых кудряшек. Ряженый сундучок. Беседушка диванчик. Больничка доктора Айболита. Мелодичные игрушки Кладовочка Маши-растеряши. Песочный дворик. Забавный коврик. Вернисаж королевы Кисточки. Владения королевы Зубной щетки (театр-здоровья). Грядка «Веселых витаминчиков». Книжная полочка. Островок «Цветных ориентиров». |
Оздоровительная
|
Спортивный уголок «Владения колобка».
Стимуляторы «Попрыгунчик». Чудо-качалки. Велосалончик. Волшебные дорожки. Лесенка-чудесенка. Уголок уединения с мягкими игрушками.
|
Модель развивающей среды
в младшей и в средней группе
Мини-среда |
Наименования |
Познавательная |
Владения мухи-Чистюхи. |
Лечебница Пилюлькина.
Бюро погоды от доктора природы.
Книжный дворик.
Уголок «Юного исследователя».
Коммуникативная
Чайный столик.
Уголок «Здравствуйте, я пришел!».
Уютный диванчик с любимой игрушкой.
Уголок уединения.
«Облачко радости».
Зеркало «Поделись улыбкою своей».
Мелодичная шкатулка.
Именинный стул.
Гирлянда имен.
Семейная гостевая.
Оздоровительная
Сухой бассейн, сухой аквариум.
Фитоподушки.
Спортивный уголок.
Кафе «Здорового питания».
Дневничок «Здоровячок».
Стимуляторы движений.
Островок коррекционных дорожек.
Творческая
Стена творчества.
Напольная мозаика.
Поварская книга «Смак».
Музыкальный салон Мурлокотана.
Вернисаж «Рисунки здоровья».
Владения «Феи Здоровья» (театр-здоровья)