Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья ребенка – одно из приоритетных направлений работы МБДОУ «Росток». Задача детского сада – не только сохранить, но и по возможности укрепить здоровье детей при взаимодействии всех участников педагогического процесса – родителей, воспитателей, медицинских работников и специалистов ДОУ..
Учитывая все факторы формирования организма ребенка, а также индивидуальные особенности детей, коллектив нашего дошкольного учреждения решает следующие задачи:
– сохранять и укреплять здоровье детей;
– воспитывать потребности в здоровом образе жизни;
– развивать физические качества и обеспечивать нормальный уровень физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребёнка;
– создавать условия для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
– выявлять интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему спортивно-оздоровительной работы;
– приобщать детей к традициям большого спорта.
Для реализации данных задач в МБДОУ созданы следующие условия: выделен специально оборудованный (стационарным оборудованием, мягкими модулями и необходимым инвентарем) зал для проведения образовательной деятельности по физической культуре, имеется спортивная площадка (оборудована футбольными воротами, баскетбольными кольцами, волейбольной сеткой и перекладинами) и беговая дорожка.
Дети 1раз в неделю посещают плавательный бассейн под руководством инструктора по плаванию.
Содержание физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ реализуется в следующих формах:
- утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6–12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера; упражнения на полосе препятствий – детям предлагают упражнения с постепенным увеличением нагрузки; утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки;
- физкультминутки сопровождается текстом, связанным или не связанным с движением. При произнесении текста детьми педагог следит за тем, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным. Также физкультминутки проводится с музыкальным сопровождением, во время которых дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т. д.) . Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки проводится упражнение на расслабление 1–2 мин;
- подвижные игры, физические упражнения на прогулке – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат (волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, настольный теннис, футбол, хоккей) .
- гимнастика после дневного сна – носит вариативный характер, в зависимости от этого меняется и её продолжительность (от 7–15 минут) .
- Разминка в постели и комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений. Затем дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую на бег – выбегают из спальни в хорошо проветренную групповую комнату с температурой 19 градусов. В группе дети выполняют произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку, переходят к упражнениям на дыхание и одеваются.
- Ходьба по массажным дорожкам осуществляются детьми в трусиках и босиком ежедневно.
- закаливающие мероприятия, которые обеспечивают тренировку защитных сил организма, повышают устойчивость к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка. В эти мероприятия входят:
соблюдение температурного режима в течение дня;
правильная организация прогулки и ее длительность;
использование сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;
мытье прохладной водой рук;
воздушные процедуры;
утренняя гимнастика на свежем воздухе;
гимнастика в трусиках и босиком;
гимнастика в облегченной одежде;
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг и дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности дошкольников. При организации активного отдыха учитываются климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Практика показала значимость праздников в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой.
В течение учебного года с дошкольниками проводится 2–3 праздника на свежем воздухе. Темы праздников самые разнообразные «Мы спортсмены», «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимняя карусель», «Зимушка-зима» и т. д.
Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата – все это сплачивает детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются достижениям, поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к более младшим, застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным, но и к командным победам.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста планируется в соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности использования естественных сил природы и гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности. В результате регулярной организованной деятельности по физической культуре, а также благодаря двигательной активности детей в играх повышается уровень развития их физических сил, возможностей, двигательных качеств и работоспособности.