ПОРТРЕТ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

ТЕСТЫ, которые помогут взрослым глубже узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться.

Прежде чем ответить на вопросы, желательно, чтобы взрослый внимательно понаблюдал за ребенком, разумеется, не ставя никаких условий.

Поведение ребенка, его способности, качества и умения можно оценивать в баллах: 5 -данная способность или качество ярко выражены и не вызывают сомнения; 4 – иногда бывает иначе, это качество или умение может быть развито лучше; 3 – есть проблемы: поведение, качества и умения развиты недостаточно  2 – поведение, качества, умения не характерны для ребенка или проявляются редко при определенных условиях; 1 – поведение, качества  умения выражены очень слабо, реализуются с большим трудом.

Все вопросы сгруппированы нами в отдельные блоки. Разделение это достаточно условное.

 I. Социальное развитие

1. Ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми.

2. Общается со сверстниками, знает правила общения.

3. Управляет своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, неагрессивен, недрачлив.

4. Умеет общаться с чужими взрослыми, так­тичен.

5. Хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается.

6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослых.

7. Не избегает общения.

II. Организация деятельности

1. Ребенок инструкцию воспринимает и по ней выполняет действие в соответствии с поставленной целью и задачами; ему не нужно несколько раз повторять задание.

2. Может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок.

3. Выполняет задание до конца, умеет оце­нить качество своей работы.

4. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний (сделай так, так и так).

5. Может сосредоточенно, не отвлекаясь, вы­полнять задание в течение 10-15 минут.

6. Не торопится, не суетится, не требует по­стоянного внимания взрослых.

7. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.

8. Не отказывается от заданий.

 

Готовность к школе  – это определенный уровень:

• социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение;

• развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация внимания и деятельности, речь, развитие моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координации и др.);

• личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию. Нельзя не учитывать и состояние здоровья.

III. Общее развитие

1. Ребенок способен систематизировать и классифицировать общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов.

2. Наблюдателен, анализирует простые при­чинно-следственные связи.

3. Активно воспринимает любую новую ин­формацию, задает вопросы.

4. Понимает смысл и последовательность со­бытий (на картинках, в простом рассказе, в быту).

5. Имеет элементарный запас сведений о се­бе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться.

6. Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.

7. Высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы, может продолжить словесное рассуждение.

IV. Развитие внимания и памяти

1. Ребенок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность не очень интересна (или трудна).

2. Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

3. Переключается с одного вида деятельнос­ти на другой. Не отвлекается на внешние раздражители.

4. Может запомнить 10 не связанных между собой слов при 3-4-кратном повторении.

5. Произвольно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.

6. Может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их.

7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в четыре-восемь строк.

V. Речевое развитие

1. Ребенок правильно произносит звуки родного языка.

2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.

3. Обладает словарным запасом, позволяю­щим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

4. Правильно использует предлоги, пристав­ки, союзы, строит предложения.

5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам.

6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.

7. Передает интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т.п.).

VI. Развитие движений и пространствен­ная ориентация

1. Ребенок уверенно действует в быту (ест вилкой, ложкой, расстегивает и застегивает пуговицы, чистит зубы, одевается и раздевается, шнурует ботинки).

2. Ходит, бегает, прыгает, катается на вело­сипеде, на лыжах, коньках, плавает, играет в теннис, прыгает через прыгалку и т.п.

3. В сохранении равновесия движения коор­динировании и ловки.

4. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, нога­ми, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, на­право, налево и т.п.).

5. Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

6. Стремится научиться лепить, выпиливать, вязать и т.д.

7. Не испытывает затруднений при рисова­нии, выполнении графических движений (уме­ет чертить вертикальные и горизонтальные ли­нии, рисовать круг, треугольник, квадрат).

Дополнительный вопрос: какой рукой ребе­нок работает более активно и ловко? (Правой, левой.)

VII. Зрительно-пространственное вос­приятие и зрительно-моторные координа­ции

1. Ребенок дифференцирует различные фи­гуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки.

2. Классифицирует фигуры по форме, разме­рам, направлению штрихов и другим признакам.

3. Различает расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу, справа-слева и т.п.).

4. Срисовывает (копирует) простые геомет­рические фигуры, а также сочетания фигур, пе­ресекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов.

5. Копирует буквы, цифры, соблюдая раз­мерность и направление всех штрихов и эле­ментов.

6. Находит часть целой фигуры, конструиру­ет фигуры из деталей по образцу (схеме).

7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

VIII. Личностное развитие

1. Ребенок осознает, как вести себя со свер­стниками и как со взрослыми.

2. Стремится установить и сохранить пози­тивные отношения со сверстниками и взрослы­ми в ходе общения.

3. Может заниматься, учиться, а не только иг­рать. Может работать самостоятельно, не нуж­даясь в присутствии взрослого.

4. Стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.

5. Может дифференцировать, “что такое хо­рошо и что такое плохо”, оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослых.

6. Проявляет активный познавательный ин­терес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.

7. Стремится к личным достижениям (“Я уже знаю, умею…”), самоутверждению, признанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *