ТЕСТЫ, которые помогут взрослым глубже узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться.
Прежде чем ответить на вопросы, желательно, чтобы взрослый внимательно понаблюдал за ребенком, разумеется, не ставя никаких условий.
Поведение ребенка, его способности, качества и умения можно оценивать в баллах: 5 -данная способность или качество ярко выражены и не вызывают сомнения; 4 – иногда бывает иначе, это качество или умение может быть развито лучше; 3 – есть проблемы: поведение, качества и умения развиты недостаточно 2 – поведение, качества, умения не характерны для ребенка или проявляются редко при определенных условиях; 1 – поведение, качества умения выражены очень слабо, реализуются с большим трудом.
Все вопросы сгруппированы нами в отдельные блоки. Разделение это достаточно условное.
I. Социальное развитие
1. Ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми.
2. Общается со сверстниками, знает правила общения.
3. Управляет своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, неагрессивен, недрачлив.
4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.
5. Хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается.
6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослых.
7. Не избегает общения.
II. Организация деятельности
1. Ребенок инструкцию воспринимает и по ней выполняет действие в соответствии с поставленной целью и задачами; ему не нужно несколько раз повторять задание.
2. Может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок.
3. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
4. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний (сделай так, так и так).
5. Может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание в течение 10-15 минут.
6. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
7. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
8. Не отказывается от заданий.
Готовность к школе – это определенный уровень:
• социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение;
• развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация внимания и деятельности, речь, развитие моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координации и др.);
• личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию. Нельзя не учитывать и состояние здоровья.
III. Общее развитие
1. Ребенок способен систематизировать и классифицировать общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов.
2. Наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи.
3. Активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы.
4. Понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в быту).
5. Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться.
6. Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.
7. Высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы, может продолжить словесное рассуждение.
IV. Развитие внимания и памяти
1. Ребенок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность не очень интересна (или трудна).
2. Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
3. Переключается с одного вида деятельности на другой. Не отвлекается на внешние раздражители.
4. Может запомнить 10 не связанных между собой слов при 3-4-кратном повторении.
5. Произвольно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
6. Может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их.
7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в четыре-восемь строк.
V. Речевое развитие
1. Ребенок правильно произносит звуки родного языка.
2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам.
6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
7. Передает интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т.п.).
VI. Развитие движений и пространственная ориентация
1. Ребенок уверенно действует в быту (ест вилкой, ложкой, расстегивает и застегивает пуговицы, чистит зубы, одевается и раздевается, шнурует ботинки).
2. Ходит, бегает, прыгает, катается на велосипеде, на лыжах, коньках, плавает, играет в теннис, прыгает через прыгалку и т.п.
3. В сохранении равновесия движения координировании и ловки.
4. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево и т.п.).
5. Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
6. Стремится научиться лепить, выпиливать, вязать и т.д.
7. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, треугольник, квадрат).
Дополнительный вопрос: какой рукой ребенок работает более активно и ловко? (Правой, левой.)
VII. Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации
1. Ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки.
2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
3. Различает расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу, справа-слева и т.п.).
4. Срисовывает (копирует) простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов.
5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов.
6. Находит часть целой фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу (схеме).
7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
VIII. Личностное развитие
1. Ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и как со взрослыми.
2. Стремится установить и сохранить позитивные отношения со сверстниками и взрослыми в ходе общения.
3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нуждаясь в присутствии взрослого.
4. Стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
5. Может дифференцировать, “что такое хорошо и что такое плохо”, оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослых.
6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
7. Стремится к личным достижениям (“Я уже знаю, умею…”), самоутверждению, признанию.