Тема: “Истинный и ложный родительский авторитет”
Сам смысл авторитета заключается в том, что он не требует никаких доказательств, что он принимает как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом. родители в глазах ребёнка должны иметь этот авторитет.
Часто приходиться слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое “Не слушается” и есть признак того, что родители не имеют авторитета.
Откуда берётся родительский авторитет?
те родители, у которых дети “не слушаются”, склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это – особый талант. если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого такой талант есть.Эти родители ошибаются. авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.
к сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, но на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели. Как раз те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания для самого послушания. Если дети послушны, родителям живётся спокойнее, но на поверку всегда выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро всё разрушается, не остаётся ни авторитета, ни послушания.
Есть много видов такого ложного авторитета:
АВТОРИТЕТ ПОДАВЛЕНИЯ. Это самый негативный вид авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда кричит, при всяком удобном и неудобном случае хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием – то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от грозного отца, вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и то же время он воспитывает в ребёнке жестокость.
АВТОРИТЕТ РАССТОЯНИЯ. Есть родители, которые серьёзно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства. У таких родителей своя жизнь, свои интересы, свои мысли. нечего и говорить, что такой авторитет не приносит никакой пользы, и такая семья не может быть названа разумно организованной семьёй.
АВТОРИТЕТ ПЕДАНТИЗМА. В этом случае родители больше обращают внимания на детей. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушать с трепетом, что слово их – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Жизнь ребёнка, его интересы, его рост проходят мимо родителей незаметно.
АВТОРИТЕТ РЕЗОНЕРСТВА. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того, чтобы сказать ребёнку несколько слов, может быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными,они хотят быть в глазах детей непогрешимыми. Но они забывают, что дети – это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребёнок живёт более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. в резонерстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.
АВТОРИТЕТ ЛЮБВИ. Это у нас самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные поцелуи сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. С малых лет ребёнок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. А так как он не может любить сильно других людей, то подыгрывается к ним уже без всякой любви, с холодным и циническим расчётом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чужие, к ним нет симпатий, нет чувства товарищества. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.
АВТОРИТЕТ ДОБРОТЫ. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское непослушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью родителей. Они всё разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они бояться всяких конфликтов, предпочитают семейный мир, готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями,родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований.
АВТОРИТЕТ ДРУЖБЫ. Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем, это, конечно, хорошо. Но, если дружба достигнет крайних пределов, воспитание или прекращается, или начинает противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. Такие семьи приходиться иногда наблюдать среди интеллигенции. В семьях, где дети грубо обрывают родителей, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь нет и дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.
В чём же должен состояться настоящий родительский авторитет?????
Главным основанием родительского авторитета может быть жизнь и работа родителей, их поведение. Если вы сами всегда даёте себе полный отчёт в своих действиях и поступках, это значит, что родительский авторитет есть и не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного.
Как только дети начинают подрастать, они всегда интересуются, где работают отец или мать, какого их общественное положение. Как можно раньше они должны узнать, чем живут, чем интересуются их родители. Дело отца или матери должно выступать перед ребёнком как серьёзное, заслуживающего уважения дело.
При этом нужно всегда помнить, что в каждой человеческой деятельности есть свои проблемы и своё достоинство. Ни в коем случае родители не должны представляться детям как рекордсмены в своей области, как ни с чем несравнимые гении. Дети должны видеть и заслуги других людей, и обязательно заслуги Ваших товарищей. Авторитет родителей только тогда станет на настоящую высоту, если это – не авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет социально востребованного, уверенного в себе человека.
Родители должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, чего не любит и чего не хочет ребёнок. Важно знать, с кем он дружит, какие передачи смотрит, во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное или увиденное, как он относится к школе и к воспитателям, какие у него затруднения, как он ведёт себя в группе. Важно не неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, а их предугадать и предупреждать.
Ребёнок должен чувствовать Ваше присутствие рядом с ним, Вашу разумную заботу о нём, вашу страховку, но в то же время он должен знать, что и Вы от него кое-что требуете и не собираетесь всё делать за него, снять с него ответственность.