Наши маленькие помощники
Пытаясь помогать взрослым, ребенок заявляет о своих возросших возможностях, он осознает свою силу, самостоятельность. Родителям радоваться бы только и использовать этот момент в воспитательных целях, а они порой сердятся, принимая стремление ребенка к самостоятельности за упрямство. «Ты еще маленький»,- заявляют они. Иногда бывает и так: без всяких церемоний отшлепала, отняла чулок, насильно натянула его на ножку малыша. А в результате конфликт: слезы ребенка, раздражение матери.
Очень важно в выработке трудовых навыков повседневное, регулярное участие детей в труде. Работа, выполняемая от случая к случаю, не может сформировать привычку трудиться. Дети, не приученные к систематическому труду, неаккуратны, не хотят участвовать в работе («Не умею», «Не хочется», «Надоело»). Воспитатели и родители должны стараться побуждать ребенка к самообслуживанию и делать это не от случая к случаю, а постоянно, постепенно, усложняя требования к ребенку («Не жди, чтобы тебе помогли. Делай сам.» – «Ты уже большой и потому умеешь одеваться сам» – «Смотри, все дети гуляют, а ты еще не одет. Ну-ка, поторапливайся»). Это мобилизует ребенка. Он старается побыстрее одеться, чтобы играть.
Какие же трудовые обязанности могут нести по дому дети-дошкольники?
В раннем возрасте эта помощь лишь символическая, но и здесь главное – рабочее усилие, положительная эмоциональная окрашенность действий, формирующиеся трудовые навыки. Ребенка можно приучать убирать на место игрушки после игры, перед обедом поставить на стол тарелку, положить ложки. Трех-, четырехлетний малыш может помочь маме накрыть на стол к ужину, убрать со стола, полить цветы.
Обязанности пяти-, шестилетних детей значительно возрастают. Они могут помочь мыть посуду, убрать постель, свою комнату, игровой уголок, присмотреть за младшими детьми и др.
Участвуя в общих работах по дому, ребенок на практике познает, что каждый член семьи имеет свои обязанности. Постоянные обязанности воспитывают важное нравственное качество – ответственность. С годами перечень обязанностей растет, они усложняются. Вот шестилетний ребенок подметает пол, поливает цветы, убирает постель. С каждым днем он делает это лучше, гордится своими умениями и радуется, когда мама называет своим помощником.
Вот несколько рекомендаций по воспитанию «маленьких помощников»:
- Не отпускайте замечаний типа «ты ещё маленький», «ты только всё испортишь», «у тебя не получится». После вашего отказа от нескольких попыток вам помочь, он перестанет помогать, даже когда вы его попросите. А потом часто поступают жалобы родителей, что их ребёнок «ленивый», фразы «никакой опоры в жизни».
- Хвалите при знакомых своего ребёнка за помощь.
- Поощряйте любую самостоятельность, которую ребёнок проявляет. Пусть лучше он сделает плохо, но зато САМ (вы всегда имеете возможность тайком от него переделать «как нужно»)
- Если он хочет помочь убрать со стола, протереть пыль, полить цветы, смело доверяйте ему эти небольшие поручения.
- Закрепите за ребёнком маленькие обязанности. Например, следить за расстановкой стульев за обедом, кормить кота и т.д.
- Старайтесь воспитывать ответственность за его обязанности и не позволяйте отлынивать от них. Ребёнок будет учиться планировать свою деятельность – сначала дело, потом игра.
- Однако, не переусердствуйте в приобщении к труду. Не забывайте, что ваш «помощник» прежде всего ребёнок. Не взваливайте на него слишком много обязанностей. Оставляйте достаточно времени для игр и свободной деятельности. Иначе, если ребёнку придётся чистить картошку вместо «законной» прогулки, у него разовьётся негативно отношение к труду, а может и к родителям.
И последнее. Труд должен приносить малышу радость и гордость за свою самостоятельность!