Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности.
Многие родители считают: главное – восхищаться любыми детскими рисунками,
оберегая “внутренний мир” малыша, давать возможность без всякого вмешательства с их стороны выражать свои мысли и чувства. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Конечно, не следует навязывать ребёнку своё видение, свои вкусы, но обучать основным изобразительным навыкам и умениям необходимо. Правильное педагогическое руководство “рисованием” с учётом желаний и замыслов ребёнка способствует развитию у него устойчивого интереса к изобразительной деятельности, формирует склонности, способности.
Почему родители должны обращать внимание на проявления творческой активности малыша в процессе рисования?
На основании исследований педагогов психологов (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина и др.) можно утверждать, что изобразительная деятельность возникает уже на втором году жизни и носит манипуляционный характер. В поле зрения ребёнка попадают предметы художественного назначения(карандаши, фломастеры, ручки, бумага). Ребёнок начинает интересоваться способами действия с ними. До 1,5 лет ребёнок не испытывает потребности рисовать, поэтому он действует с предметами неосознанно, а как бы опробуя материал. Ребёнка привлекают движение карандаша, ручки по листу бумаги и – самое главное- появление следов. Для него это открытие: вот чистый лист – и вдруг ленточки строк, линии, штрихи. Взрослый обязательно должен обеспечить ребёнка подобными материалами, чтобы они привлекли его внимание. Без участия взрослого ребёнок не может овладеть способами использования изобразительных материалов. Заменить приёмы действия с ними ребёнку помогают изобразит. деятельность взрослого (через наблюдение) или самостоятельное открытие. После этого, как ребёнок уяснил особенности работы с карандашом или фломастером, он продолжает покрывать бумагу различными линиями и штрихами, стремясь повторить действие,но ещё не замечая, что у него получается изображение предмета. Взрослый человек должен обратить внимание ребёнка на характер оставляемых им следов и на разнообразие этих линий. Примерно к двум годам ребёнок, т. е. его рука приспосабливается к действию изобразительными материалами, его движения становятся более твёрдыми и уверенными, т. е. закладываются основы зрительно-двигательной координации. Характер линий в этот период становится более организованным, в результате получаются непрерывные спирали, мотки.Постепенно в рисунке возникают более чёткие графические изображения. Взрослый должен помочь ребёнку увидеть в его каракулях какое-то изображение. С этой целью предлагается рассматривание картинок и иллюстраций. Взрослый может рисовать и лепить на глазах у ребёнка любое, получившееся изображение желательно соотносить с реальным предметом. Благодаря совместным действиям взрослого и ребёнка процесс подражания приобретает всё более “содержательный” характер. Если взрослый помогает ребёнку в нарисованном узнавать знакомый предмет, он эмоционально откликается: улыбается, смеётся,хлопает в ладоши, показывает рисунок всем членам семьи. Цвет – основное выразительное средство.Ассоциативные образы в процессе рисования краской возникают быстрее, чем в рисовании карандашом.
Яркое пятно краски вызывает у малыша радость и восхищение. Нарисовав тёмно- синей краской большое пятно, ребёнок говорит: “Туча. Идёт дождик”.
У детей раннего возраста необходимо формировать предпосылки к творчеству, развивать способность передавать образ в рисунке.
Знакомя ребёнка с предметами и явлениями действительности, взрослый должен способствовать вовлечению в этот процесс как можно больше числа различных анализаторов( зрительных, слуховых, двигательных). Это поможет малышу лучше запомнить и воспринимать окружающее. Малыш только начинает рисовать, и взрослому необходимо вызвать у него интерес к этой деятельности. Для этого
следует постепенно знакомить его с различными художественными материалами: красками (гуашь), цветной бумагой, карандашами. Надо учить ребёнка правильно держать карандаш, кисть в правой руке, аккуратно пользоваться
водой и красками. Сначала дайте ребёнку гуашь, обратите его внимание на разнообразие цветов. Пусть он возьмём одну краску и на альбомном листе что-нибудь нарисует. Малыш эмоционально реагирует на яркие цвета красок, рисует пятна, линии в разных направлениях.
В начале обучения рисованию основное внимание следует обратить на координацию движения рук. Правильно держать карандаш, кисть в правой руке – уже большой труд для малыша. Поэтому при обучении рисованию важно показать, как надо держать кисть, набирать краску и оставлять на бумаге пятна, мазки. В последствии можно начать осваивать круговые движения- рисовать краской линии, которые вызывают ассоциации с” дорожками”, и спросите:” Кто пробежал по этой дорожке?”. Дождитесь ответа или подскажите: “Киска, собачка, девочка.”
При обучении детей раннего возраста важен метод совместных действий взрослого и ребёнка – “Сотворчество”. Родителям рекомендуется, занимаясь с ребёнком, находить различные формы совместных действий.
Формы совместных занятий по ИЗО требуют от взрослого внимания и подготовки, так как надо не только позаботиться о том, чтобы ребёнку было интересно, но и воспитывать у него желание самому участвовать в процессе совместной деятельности. Тогда ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее. Например, перед тем, как предложить малышу нарисовать краской, следует обратить его внимание на её цвет, на мягкий ворс кисти. Затем показать, как взять краску, осторожно сделать 2-3 мазка на листе бумаги. Ребёнок, подражая, сам начнёт рисовать. Помогите узнать в этих неуверенных мазках “первые снежинки”, полюбуйтесь вместе с ребёнком “снегопадом”. Для создания общей картины можно заранее нарисовать на листе бумаги удивительной формы несколько деревьев, ёлочек и постепенно вводить ребёнка в “образ”
снежной зимы: “Наступила зима всё покрыла белым снегом: и деревья, и ёлочки, кусты. Нарисуем, как снежок падает на землю, на деревья”. Так у ребёнка возникает желание нарисовать в сотворчестве со взрослым, не отдельные “листочки, снежинки,огоньки”, а образы “листопада,дождя, метели, огней салюта” и т. п. В процессе выполнения таких заданий обогащается восприятие окружающего мира.
Овладев способами самостоятельных действий, ребёнок может применять их на других занятиях.
Маленьких детей особенно увлекает изобразительная деятельность в необычных условиях. Во время прогулки можно нарисовать палочкой на земле или снегу домик и предложить ребёнку “войти” в него (или поехать в нарисованной машине). Летом с помощью разнообразных форм малыш может печатать на песке рыбок, лошадок, цветы и т.д.
Для развития изобразительной деятельности в раннем возрасте необходимы определённые условия:
-доступные по содержанию творческие задания;
-использование различных художественно- изобразительных материалов (карандашей,красок и т.п);
-обучение изобразительным навыкам и умениям(показ действий,которым надо следовать);
-развитие самостоятельных действий в процессе рисования.