В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш детский сад действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в наш город и живет вместе с нами.
В своей работе мы широко используем игры народов мира для приобщения детей дошкольного возраста к традициям разных народов.
Игры разных народов вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.
В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки» (Россия), «Море волнуется» (Россия), «Краски» (Россия), «Фанты» (Россия), «Телефон» (Россия), «Заяц – месяц» (Белоруссия), «Стрелок» (Башкирия), «Слепой медведь» (Дагестан).
Использование народных игр в работе с детьми позволяет донести до детей самобытность русского народа и народов мира, колорит многих обычаев, своеобразие языков, сформировать интерес к народным культурам, к ее традициям.
Опыт работы с детьми показывает, что в последнее время дети все реже играют в обычные «дошкольные игры». Редко встречаются оригинальные идеи в играх, интересные повороты в их сюжетах. Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые так присущи детскому восприятию окружающего мира. Дети встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию, придумать что-то свое.
Важно развивать у дошкольников внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов. Приобретенные навыки в дальнейшем помогут ребенку успешно овладеть новыми знаниями. И формировать эти навыки надо незаметно для ребенка, в игре.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценка и самосознания. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
Разучивая с детьми игры народов мира, мы формируем представление о традициях разных народов, целостную картину мира, побуждаем интерес к поисковой и исследовательской деятельности, жизненном укладе разных народов, способствуем формированию исторического сознания, культурно – исторической памяти, а также учит понимать язык предметов как носителей закодированной информации своей исторической эпохи.
Ведь как сказал К.Д. Ушинский «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов»
Предлагаем перечень игр народов России, в которые вы можете поиграть со своим ребенком дома.
«Горелки» (Русская народная игра)
Цель: Развитие координации движений, быстроты и ловкости.
Содержание.
Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один – слева, другой – справа, а водящий пытается поймать кого-то из них до того, как пара, встретившись, вновь возьмется за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.
«Мяч по кругу» (Татарская народная игра)
Цель: Развитие ловкости, совершенствование основных видов движений.
Содержание.
Выбирается водящий считалочкой. Играющие, образуя круг садятся на корточки. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу. А сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от которого был пойман мяч.
Правила игры: Переброска мяча производится путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча.
«Гонка оленей» (Ненецкая народная игра)
Цель: Развитие координации движений, быстроты.
Содержание.
Дети стоят в ряд на одной стороне площадки они олени. На расстоянии 30 м от детей стоит один оленевод, он говорит:
– Самый быстрый из оленей где ты?
1, 2, 3, беги ко мне быстрей!
После этих слов дети бегут до оленевода, самый первый прибежавший звонит в колокольчик или бьет в бубен. Забеги повторяются, и таким образом выбирается самый быстрый гончий олень.
«Иголка, нитка, узелок» (Бурятская народная игра)
Цель: Развитие координации движений, быстроты и ловкости.
Содержание.
Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры: Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать из круга и сразу же закрывать круг.
«Земля, вода, огонь, воздух» (Армянская народная игра)
Цель: Развитие быстроты и ловкости.
Содержание: Играющие становятся в круг, в середине его стоит водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово«Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» – названием птицы. При слове «Огонь!» все игроки должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.
Правила игры: Ошибающийся не играет.
«Соберем морошку» (Ненецкая народная игра)
Цель: Развитие координации движений, быстроты.
Содержание.
Дети двигаются по кругу приставным шагом со словами:
Мы по ягоды пойдем,
Веселее ножки,
Много, много соберем,
Ягоды морошки 1 2 3 бери!
По окончании слов каждый собирает в свою корзинку (ведро) ягоды(камушки). По сигналу взрослого игра останавливается и идет подсчет ягод. Кто набрал всех больше, тот и победитель.
Заря – зарница» (Русская народная игра)
Цель: Развитие быстроты, координации, и пространственной организации.
Содержание.
Все встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые
За водой пошла!
Второй вариант слов, для этой игры:
Заря-зарница, солнцева сестрица
По небу ходила, лучи обронила,
Лучи золотые, Ленты голубые,
Раз, два не воронь
Беги как огонь!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу, их задача первому занять освободившееся место в кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.
Татарская народная игра «Перехватчики».
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры : На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине, лицом к детям, находится водящий. Дети хором произносят слова:
Мы умеем быстро бегать,
Любим прыгать и скакать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что нас не поймать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В концы игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
Правила игры: Водящий ловит игроков, прикасаясь к плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.