«Малоподвижные игры для детей, имеющие проблемы в здоровье»

Роль движений в развитии и здоровье человека велика! Правильно организованная двигательная активность помогает организму справиться с болезнью.

Ребенка не всегда можно заставить целенаправленно выполнять какие – либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Поэтому  представленные  ниже игры, упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний, соответствуют не только потребностям растущего организма, но и являются мощнейшим терапевтическим фактором: радость, эмоциональный подъем, увеличение совместного общения с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.

Есть игры простые и сложные в выполнении, но их можно чередовать.  

В результате использования малоподвижных игр, мы не только оздоравливаем детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости, меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.

Но стоит учитывать, что оздоровительный эффект от игр, упражнений возможен лишь при регулярном их проведении.

Общие рекомендации по проведению игр

– Стоит выбирать игры, не вызывающие большой психологической нагрузки (дети увеличивая темп выполнения, могут вызвать перегрузку организма). Лучше всего обращать внимание на точность выполнения и соблюдение правил игры.

– Игры следует подбирать и сочетать таким образом: чтобы они не вызывали утомления, оказывали разностороннее воздействие на ребенка и обязательно делать перерыв на отдых с музыкальными заставками, пением.

– Игры проводить в течение  2-3 раза в день с учетом психологической нагрузки: т.е. вначале игры с меньшей нагрузкой, а затем – с большей нагрузкой, и опять закончить игрой с меньшей нагрузкой.

– Для концентрации внимания у ребенка – убрать все предметы и игрушки,  которые могут отвлечь.

– Взрослый (мама, папа) или тот, кто играет с ребенком обязательно, принимает участие. Голос при этом должен быть заинтересованным или даже интригующим.

– Перед игрой, в самом начале, обязательно проветрить комнату, очистить нос от слизи, что поможет осуществлять правильное носовое дыхание.

Дети могут часто забывать правила – это неизбежно и нормально, поэтому: пред началом игры нужно в понятной форме разъяснить, напомнить правила, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения задания.

Если вы увидели, что задание для ребенка оказалось сложным, то можете внести изменения в ход самой игры или использовать игру менее сложную.

Если вы один и вам сложно или некогда проводить занятия, то можете договориться с другими родителями (бабушки, дедушки) и делать это по очереди, командой (3-4 участника).

Время занятий, игр от 5 минут до 15 минут.

Мы хотим посоветовать вам игры, которые помогут  вашим детям в целом укрепить свой  организм  и сделать его менее подверженным риску различным  заболеваниям.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Найдём синичку»

Ребенок стоит свободно в комнате, у родителя в руках игрушка – синичка.

                           Пойду прятать я синичку –
                           Очень маленькую птичку.
                           Быстро глазки закрывайте,
                           Где синичка – угадайте.

Ребенок присаживается на корточки, закрывает глаза. Родитель  прячет игрушку.

«Ищите синичку!» – ребенок идет искать синичку птичку.

Игра малой подвижности (3-4 лет):  «Ёлка, берёза, дуб»

Взрослые вместе с ребенком начинают двигаться по кругу друг за другом: 

«По дорожке мы идём и деревья узнаём!»

По команде: «Ёлка» –  останавливаются, поднимаются, поднимают руки в стороны – вниз;

По команде: «Берёза» – останавливаются, поднимают руки вверх, слегка покачивают руками вправо – влево;

По команде: «Рябина» – прыжком ставят ноги на ширину плеч, руки – в кольцо перед грудью.

Тот, кто ошибся в выполнении команд родителя, отходит в сторону от играющих.

Игра малой подвижности (4-5 лет): «Назови насекомое»

Участники стоят в кругу на некотором расстоянии друг от друга. В центре круга находится родитель, в руках у него мяч (диаметр 25 см).

Ведущий по очереди кидает мяч участникам, а они кидают его обратно, называя любое известное им насекомое (пчела, муравей, кузнечик, шмель, муха, оса, стрекоза, бабочка и т.д.)

Игра малой подвижности (4-5 лет): «Летает – не летает»

Участники образуют круг, становятся лицом в центр круга, где находится родитель. Родитель вразбивку произносит названия предметов мебели, животных, птиц, насекомых.

Если названный предмет (животное, насекомое, птица) летает, дети поднимаются на носочки, разводят руки в стороны, если не летает – присаживаются на корточки.

Например: бабочка, пчела, стрекоза, ворона, воробей, синица, самолёт, вертолёт…- летают. Стол, стул, машина, мяч…- не летают (присаживаются на корточки).

Игра малой подвижности (5-6 лет) «Эхо»

Перед игрой взрослый обращается к детям: Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать – можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо.

Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.

Игра малой подвижности (6-7 лет) «Найди и промолчи»

Родитель заранее прячет какой-либо предмет и предлагает его найти. Тот, кто увидел, подходит к родителю и тихонько говорит. Когда участники справятся с заданием, родитель отмечает тех, кто оказался самый внимательный.

Игры на профилактику  плоскостопия.

Плоскостопие чаще всего встречается у детей развитых физически недостаточно. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Поэтому игры должны быть подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма.

Игра «Уберём игрушки»

Цель игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.

Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»
Правила: пальцами ног собрать игрушки в определённое место, выигрывает тот, кто больше соберет.

Игра «Башенка».

Цель игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие ловкости.

Оборудование: кубики.

Правила: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку. Выигрывает тот, кто построит башенку быстрее и ровнее.

Игра «Сварим компот  для куклы Даши».

Цель игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие ловкости, быстроты реакции.

Оборудование: невысокие мисочки, желуди, косточки от слив.

Правила: дети  перекладывают пальцами ног предметы с пола в мисочку. Выигрывает тот, кто выполнит задание быстрее.

 Игры на формирования правильной осанки.

Основой профилактики и лечение нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника.

Игра «Качели-карусели»

Цель игры: расслабление мышц туловища, улучшение вестибулярного аппарата.

Правила: родители поднимают ребенка в положении лежа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребенка под мышки, другой – за обе ноги, и раскачивает его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, качели». Затем один из взрослых продолжает держать ребенка под мышки (другой отпускает) и кружится вместе с ним вправо и влево (получаются карусели) со словами: «Полетели карусели». Желательно игру проводить под ритмичную музыку. Игра проводится в заключительной фазе занятий, когда ребенок почувствовал усталость.

Игра «Деревья растут»

Цель игры: укрепление  позвоночника.

Правила: ребенок изображает дерево. Пальма – руки подняты вверх ладошками вниз, плавно покачиваем руками. Елочка – руки вниз и в стороны, напряженные, ладошки подняты вверх. Дуб большой – расставляем ноги по шире, руки поднимаем вверх, согнув в локтях. Но сначала деревце маленькое – садимся на карточки. Но вот оно растет выше и выше – поднимаемся вверх и тянемся на носочках

Игры на развитие дыхания.

Правильное дыхание – основа основ. Неправильное дыхание может отразиться  на общем состоянии организма, ведь именно кислород питает все системы и органы человека, приводит их в действие. Лучшим способом развития дыхания для ребёнка является  игра.

«Воздушный футбол»

Из неглубокой коробки (например, из-под конфет) делается футбольное поле. Половинки “киндер-сюрприза” выполняют роль ворот. Футбольный мяч – бусинка или горошина.

Использование: играют двое, дуют на “мяч” через тонкую трубочку, пытаясь тем самым забить гол в ворота соперника.

Игра «Оркестр»

Цель игры: улучшение функций дыхания, повышение тонуса.

Оборудование: игрушечные музыкальные инструменты

Ход игры: предложите малышу примерить на себя роль музыканта! Для этого необходимо выбрать духовой «инструмент» (труба, флейта, дудочка) и попытаться сымитировать игу на нём. Сжимаем руки в кулаки, прижимаем их к губам, располагая один перед другим, и дуем! Выдох нужно делать на какой-то шипящий звук, например, «с» или «ш». Кроме того, можно использовать буквосочетания «пФ» и «пр». Задача малыша состоит в том, чтобы сделать выход максимально длинным и ровным.

Игра «У кого шарик выше»

Цель игры: улучшение функций дыхания, повышение тонуса.

Оборудование: воздушный шарик

Правила: на небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик.

Ребенок должен подойти и подпрыгнув, подуть на шарик. У кого шарик отлетел дальше, то и побеждает

Игра «Пузырь лопнул»

Цель игры: формирование углубленного дыхания.

Правила: Ребенок «надувает шарик», широко разводя руки в стороны,
глубоко вдохнув, выдыхает его в воображаемый шар через рот «ф-ф-ф», медленно соединяя ладоши.
По хлопку взрослого шар лопается – дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух, дети произносят звук «ш-ш-ш». Шарик надуваем 2 -3 раза.

Игра «Раз – ступенька, два – ступенька…»

Оборудование: лестница

Цель игры: усиление работы органов дыхания, сердечно – сосудистой системы.

Ход игры: Одним концом положите лестницу на землю, а другим – на невысокое возвышение. А теперь – вперед, перешагивая через перекладины. С каждой новой ступенькой ногу надо поднимать все выше и выше – это нелегко, но зато развивает ловкость. Когда ваш малыш будет преодолевать это препятствие с легкостью – усложните задание. Предложите не перешагивать через перекладины, а перепрыгивать, опираясь двумя руками за лестницу на носочках.

Данные упражнения помогут родителям в игровой форме научить детей делать правильный выдох, направлять струю воздуха в заданном направлении, а также, делать массаж биологических точек.

Массаж биологически активных зон

«Снего­вик»   

Раз и два, раз и два — Поочередно проводят ла­донями по шее справа и слева.
Лепим мы снеговика. – Проводят пальцами по щекам сверху вниз.
Мы покатим снежный ком – Раздвигают указатель­ный и средний пальцы «ви­лочкой» и растирают точ­ки перед ушами и за ними круговыми движениями..
Кувырком, кувырком. – Прикладывают ладони ко лбу «козырьком» и энергич­но растирают лоб.
Мы его слепили ловко.- Трут ладонями друг о друга.
Вместо носа есть морковка –  Растирают указатель­ными пальцами крылья носа.
Вместо глазок — угольки, – Растирают область бровей
Ручки — веточки нашли.
А на голову — ведро. –  Кладут обе ладони на макушку и покачивают го­ловой.
Посмотрите, вот оно!       

«Кро­кодил»  (для профилактики простудных заболеваний)

Дети, сидя по-турецки, делают массаж биологиче­ски активных зон.
Крокодил ждет гостей,
(Поглаживают ладонями шею движениями от шей­ного отдела позвоночника вперед к яремной ямке.)

Пасть его полна гвоздей.        
(Кладут большие пальцы рук на шею под челюстями и мягко поглаживают.)

Я спросил у крокодила:     
(Сжимают пальцы в кула­ки, возвышениями больших пальцев быстро растира­ют крылья носа.)

«Здесь овца не проходила?»
(Приставляют ладони ребром ко лбу и растира­ют его движениями в сто­роны — вместе.)

А злодей лежит на дне     
(Сильно раздвигают указа­тельный и средний пальцы, кладут их перед ушами и за ними и с силой растира­ют кожу.)

И подмигивает мне!   
(Трут ладони друг о друга и подмигивают одним глазом.)

Массаж рук и ног «Черепаха»

 Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха. 
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
(Пощипывают поочередно руки от кисти к плечу)

Черепаха — дом ходячий!
Голову под панцирь прячет.
Крепкий панцирь у нее — И защита и жилье!
(Поглаживают руки  ладоня­ми от кисти к плечу. При повторении стихотворе­ния массируют ноги — от щиколоток вверх)

Источники

  1. https://sad11kalin.schools.by/pages/291992740973
  2. https://www.maam.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *