«Народный фольклор  в формировании семейных традиций»

Приобщение детей к народным традициям начинается в семье с самого раннего возраста. Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития.

В семье ребенок каждый день ощущает вокруг себя живую действительность и принимает непосредственное участие в ней, он наблюдает действия своих родителей, слышит их суждения и оценки, становится свидетелем их отношений к друг другу и окружающим людям. Наблюдая в повседневности всех членов своей семьи, ребенок получает тем самым образцы поведения в тех или иных ситуациях, ему достается целый «набор» манер, жестов, словосочетаний, суждений о людях, о политических событиях, о явлениях общественной жизни и т.д.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Традиции в переводе с латинского означает «передача». Составной частью традиций являются обычаи. Когда традиции соблюдаются постоянно и регулярно – они превращаются в привычную форму действия, устойчивый стереотип поведения. Вот это и должно быть конечной целью в воспитании детей на традициях народа. Такие качества как уважение к старшим, любовь к людям и родной земле, взаимопомощь и доброжелательное отношение к другим народам, трудолюбие, народ считал определяющими в характере человека. 

В детском саду дети разных национальностей. Поэтому мы изучаем традиции и обычаи русского и других народов. Как один из элементов воспитания на национальных традициях является устное творчество: пословицы и поговорки, с которыми дети знакомятся в детском саду и дома. Это помогает знакомить не только с устным народным творчеством народа, но и способствует развитию речи, помогает изучению и усвоению языка. У всех народов педагогическая культура складывается из одних и тех же элементов: сказки, мифы, поучительные рассказы, песни, стихи, скороговорки. В ДОУ имеются записи и книги с национальными сказками, которые мы используем в своей работе. Интерес проявляется постепенно.

Необходимой стороной традиции является воспитание в детях уважительного отношения к старшим, почитание их мудрости. Уважительное отношение к старшим – одна из лучших черт любого народа. Наше время – это время новых отношений. Сейчас нашему обществу особенно нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие рационально и трезво мыслить. Огромную роль в этом играет семья.

Именно в семье складывались и сохранялись народные воспитательные традиции. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником эмоций, обладающим великой воспитательной силой. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки – отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов

Игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Народная игра – важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями.

Играя с куклами, знакомим детей с национальными костюмами и их деталями . Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях, образе жизни, культуре народа. Представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье.

Так, начиная с любви к ближнему, взаимодействуя с семьей и окружением, любви к малой Родине зарождаются поликультурные чувства у дошкольников. Для решения задач по приобщению детей к народным традициям в детском саду реализуются такие проекты, как «Моя семья», «День Победы», «В гостях у сказки» и т.д.; проводятся праздники «Осенние забавы», «День матери», проводятся совместные выставки творчества детей и родителей на темы: «Осень золотая», «Зимушка хрустальная», «Мамины руки не знают скуки» и т.д.
Особое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде каждой группы, так в группах, в соответствии с возрастом, созданы уголки по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; центры конструирования имеют наборы из разных материалов таким образом, чтобы у детей была возможность строить основные архитектурные формы разных субъектов России; в центрах книги отведено место художественной литературе поликультурного содержания – национальным сказкам, легендам, сказаниям. Педагогами составлена картотека игр и костюмов народов мира, которые они регулярно используют в работе с детьми. 

Все мероприятия проводим вместе с родителями. Это сплачивает не только детей, но и родителей, а также играет огромную роль в становлении национального самосознания ребёнка.

Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств и толерантной личности есть и будет одними из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

Таким образом, ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа .Поэтому необходима целенаправленная работа педагогов с родителями по формированию семейных ценностей и возрождению народных традиций.

Библиографический список

1. Дыбина, О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи: учебно-методическое пособие / О.В. Дыбина, Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 77 с.
2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., Академия, 2000

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *