О «Портрете» гиперактивного ребенка
Понятие «ГИПЕРАКТИВНЫЙ» состоит из двух слов: «активный» – от латинского «activus» – деятельный, действенный, «гипер» – от греческого «Hyper»- сверх меры, указывает на превышение нормы.
К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность.
Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет.
Как выявить гиперактивного ребенка?
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока:
- дефицит активного внимания,
- двигательная расторможенность
- импульсивность
Понятие “невнимательность” складывается из следующих признаков
- Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в детском саду, школе)
- Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих
- Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Он не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкции и придерживаться их
- Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно – построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение
- Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения
- Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе – ручку или дневник и. т д. Постоянно все забывает
- Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.
Понятие “гиперактивность” включает в себя следующие признаки
- Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
- Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по группе на занятиях и т. п
- Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно
- Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным
- Часто бывает болтливым.
Понятие “импульсивность” включает в себя следующие признаки
- Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, просто выкрикивает ответы
- Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки
- Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим
- Резкие смены настроения
- Не подчиняется правилам (поведения, игры)
- Имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).
Об особенностях работы, подходы во взаимодействии
Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце занятия. Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2-3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если ребенок не может продолжать работать, можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее.
Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например повторение уже пройденного материала. После первого задания, он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Заканчивать опять чем-то легким.
В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения.
У гиперактивных детей до 6-8 лет ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо все потрогать и подвигать (обычно это свойственно младшим детям). Только в практическом действии они могут представить себе результат. Словесно-логическое мышление, у этих детей, начинает развиваться гораздо позже.
В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы можно понизить требовательность к аккуратности.
Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, не запомнит, не будет ей следовать. Очень важно с гиперактивными детьми использовать тактильный контакт. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание.
Поверхностность – одна из основных черт гипердинамичного ребенка. Как можно больше говорите ему о чувствах, которые испытываете вы сами или другие люди (в том числе, например, герои фильмов или книг), объясняйте ему нравственную и этическую сторону происходящего («Что такое хорошо и что такое плохо»). Постепенно он привыкнет сам что-то анализировать и оценивать.
В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
Гиперактивные дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Важен выбор партнеров для выполнения заданий, игр – они должны быть уравновешенными и спокойными.
Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам. Чтобы они охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Для подвижных детей важно подобрать занятия, чтобы дети смогли и выплескивать свою энергию в подвижных секциях (плавание, хоккей, хореография), но не травмоопасных, таких как бокс, силовая борьба.
О советах психолога «10 заповедей взаимодействия»
Памятка родителям гиперактивных детей
- Создание спокойной психологической обстановки в семье: спокойная, тихая речь, избегать суеты в поведении.
- Четкий режим дня, составленный вместе с ребенком и оформленный на бумаге.
- Двигательную активность ребенка направлять в полезное русло (спортивные секции, совместные занятия физической культурой).
- Хвалить ребенка, когда он довел дело до конца.
- Используйте физический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве похвалы, поощрения и снятия нервного напряжения.
- Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты.
- Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения.
- Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз.
- Учите ребенка выражать свои эмоции.
- Создавайте у ребенка ситуацию успеха.
Примеры игр для коррекции гиперактивности у детей
Игры на развитие внимания.
- «Зоркий глаз» Выберите маленькую игрушку или предмет, который ребенку предстоит найти. Дайте ему возможность запомнить, что это такое, особенно если это новая вещь в доме. Попросите ребенка выйти из комнаты. Когда он выполнит эту просьбу, поставьте выбранный предмет на доступном взгляду месте, но так, чтобы тот не сразу бросался в глаза. В этой игре нельзя прятать предметы в ящики стола, за шкаф и тому подобные места. Игрушка должна стоять так, чтобы играющий мог ее обнаружить, не дотрагиваясь до предметов в комнате, а просто внимательно их рассматривая.
Примечание. Если ваши сын или дочь сумели найти игрушку, то они достойны похвалы. Можно даже сказать им о том, что, родись они в племени индейцев, их, возможно, назвали бы гордым именем типа Зоркий Глаз.
- «Учитель». Эта игра наверняка понравится тем, кто уже хочет учиться в школе. В этом возрасте дети легко отождествляют себя с учителем и с удовольствием побудут на его месте. А вот вам, наоборот, придется представить себя нерадивым школьником и решать какие-нибудь задачки, допуская ошибки. Когда все ваши ошибки будут найдены, предложите ему поставить вам оценку за такую работу. Будьте морально готовы, что ваши сын или дочь с нескрываемой радостью поставят двойку в ваш воображаемый дневник. Хорошо еще, если родителей в школу не будут требовать!
- «Дрессированная муха». Для этой игры вам потребуется взять лист бумаги и расчертить его на 16 клеток (квадрат из четырех клеток по вертикали и четырех по горизонтали). Изображение мухи можно сделать самим на отдельном маленьком листке или взять пуговку (игровую фишку), которая будет просто символизировать это насекомое. Поместите вашу «муху» на какую-либо клетку игрового поля (на нашем бланке начальное положение насекомого задано рисунком). Теперь вы будете ей приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться. Ребенок должен представить себе мысленно эти передвижения. После того как вы отдали мухе несколько приказаний (например, одна клеточка вверх, две вправо, одна вниз), попросите сына (дочь) показать то место, где теперь должна быть хорошо дрессированная муха. Если место указано верно, то передвиньте муху на соответствующую клеточку. Продолжайте быть «повелителем мух».
Игры для снятия напряжения.
- «Прикосновение». Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость. Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.
- «Солдат и тряпичная кукла». Самый простой и надёжный способ научить детей расслабляться – это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Поэтому эта и последующая игра помогут вам это сделать в игровой форме.
Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, – вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду – «тряпичная кукла». Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д.
Игры на развитие саморегуляции.
- «Стойкий оловянный солдатик». Игра рассчитана на тех, кто уже читал эту сказку. Попросите ребенка вставать на одну ногу. Скажите ребенку, что он – стойкий оловянный солдатик. Что он должен стоять так, наблюдать и слушать за тем, что происходит вокруг. Может быть кому-то нужна его помощь (игра применяется, когда ребенок очень возбужден. Но для того, чтобы она подействовала, нужно попробовать поиграть в нее в спокойном состоянии. Чтобы ребенок умел регулировать свое поведение.
- «Молчу, шепчу, кричу». Как вы наверняка заметили, гиперактивным детям трудно регулировать свою речь – они часто говорят на повышенных тонах. Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
- «Говори по сигналу». Сейчас вы будете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы. Но отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.
- «Сматывание клубочка». Во время возбужденного состояния так же можно предложить такой метод успокоения как сматывание клубочка. Для этого вам нужен клубок яркой пряжи. Скажите ребенку, что этот клубок волшебный. Что когда ребенок заканчивает сматывать клубок, он успокаивается.
Игры на развитие коммуникативных способностей.
- «Ожившая игрушка». Спросите у ребенка, как он думает, что происходит ночью в магазине игрушек. Выслушайте его версии и предложите представить, что ночью, когда нет покупателей, игрушки оживают. Они начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы не разбудить сторожа. Теперь изобразите сами какую-нибудь игрушку, например медвежонка. Пусть ребенок постарается угадать, кто это. Но ответ он должен не выкрикнуть, а записать (или нарисовать) на листке, чтобы шумом не выдать игрушек. Затем пусть ребенок сам покажет любую игрушку, а вы постараетесь отгадать ее название. Обратите внимание, что вся игра должна проходить в абсолютной тишине. Когда вы почувствуете спад интереса у ребенка, то объявите, что светает. Тогда игрушки должны снова встать на свои места, таким образом игра будет окончена.
- «Чужими глазами». Одному ребенку завязывают глаза, он будет художником. Второй игрок станет его глазами. Задайте детям тему для рисования. Проводить линии на рисунке имеет право только ребенок с завязанными глазами. Но управлять его движениями с помощью слов будет партнер. В его задачу входит руководство руками художника, причем дотрагиваться до «мастера» ему запрещается. Соответственно к обоим игрокам предъявляются довольно высокие требования, один из них должен быть терпеливым и внимательным, стараться понять и правильно выполнить инструкции, а второй – уметь четко выражать свои мысли, делать их понятными для другого, контролировать свои действия, избегая выполнения задания за партнера, даже когда он что-то делает неправильно. Поэтому данная игра является непростой иногда и для подростков, особенно если они склонны к импульсивности. Тем не менее она вызывает у детей живой интерес, и обычно каждый стремится побывать в той и другой роли (по сути – то ведущего, то ведомого) и потом поделиться впечатлениями, какая из них давалась ему легче.