Цель: помочь родителям правильно использовать методы правильного
формирования у детей культурного поведения в обществе устойчивых форм
повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах
деятельности.
Повестка:
1. Методы и приемы формирования культуры поведения.
2. Советы для родителей «Правила культуры общения».
3. Советы для родителей «Правила культуры деятельности».
1. «Методы и приемы формирования культуры поведения».
Культура поведения ребёнка во многом зависит от культуры поведения
родителей и от уровня их педагогических знаний, так как в общении с
родителями ребёнок усваивает нормы, правила, привычки культурного
поведения. В работе с детьми педагог и родители совместно должны
помогает им уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе.
Разъяснять, что, например, привлекать внимание окружающих громким
разговором нельзя, криком неприлично. Важно, чтобы педагоги и родители
так выстраивали педагогический процесс, чтобы ребёнок как бы примерял и
сравнивал свои действия с тем, что предписано правилом. Это развивает в
нём самосознание, умение оценивать своё поведение.
Любой воспитательный процесс эффективен только с использованием
подходящих методов и приёмов. Метод воспитания – это специально
организованное взаимодействие взрослого и ребёнка с целью решения
педагогической задачи, путём влияния на сознание, чувства, поведение
воспитуемого.
Методы педагогического воздействия на детей разнообразны. Среди тех,
что используются при обучении детей правилам этикета, выделяют основные
использованные в дошкольной педагогике классификации В.И. Логиновой,
основанная на активизации механизма нравственного воспитания. В.И.
Логинова выделяет три группы методов: методы формирования
нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство
деятельностью); методы формирования нравственного сознания
(разъяснение, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и
отношений (пример, поощрение, наказание, оценка).
Приучая к соблюдению правила детей, следует не только его показать, но
и контролировать точность и неукоснительность его выполнения. В
упражнении многократно повторяется то или иное действие взрослым.
Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого
поведения.
Важно также и создавать воспитывающие ситуации, которые возникают
тогда, когда мы создаем условия, в которых ребенок стоит перед выбором,
например, уступить свой стул девочке или нет, использовать за столом вилку
и нож или одну вилку, привести в порядок игрушечный уголок после игры
или нет.
Дошкольнику необходим пример для подражания, являющийся
своеобразным наглядным образцом. Им может стать воспитатель, родитель,
знакомый взрослый или ребенок, литературный и сказочный герой.
Один из методов в формирование правильного поведения, является
поощрение, которое осуществляется различными способами. Поощрение
активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного
поведенческого шага.
Этические беседа с детьми важно организовывать не только педагогом, но и
родителям. Беседы помогают выяснить, знают ли и понимают ли они нормы
и правила поведения. В этической беседе важно, чтобы ребенок мог
высказать свое мнение.
Такой метод как наказание применяться должно крайне редко. Оно должно
быть направлено на возникновение у провинившегося желания поступать
хорошо, исправить свой недостаток.
Эффективно использовать разнообразные словесные методы, среди которых
значительное место занимают рассказ, разъяснение, беседа, которые
помогают осознанному изучению поведенческих правил. Ребенок
переживает поведение героя, видит его хорошие или плохие поступки н
узнает о том, к чему они могут привести. Для дошкольника немаловажное
значение имеет позитивный конец этикетной сказки: поссорившиеся герои
помирились, неумейки научились что-то делать, незнайка многое узнал и
понял, нарушители исправились.
Игра, театрализованные игры, традиционные и народные игры, сюжетноролевые игры, дидактические игры и настольно- печатные одно из наиболее
эффективных средств формирования культуры поведения. Игра у детей
является, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой,
доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести
в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими
манерами.
В работе с детьми педагоги и родители совместно должны помогает им
уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе. Важно,
чтобы педагоги и родители так выстраивали педагогический процесс, чтобы
ребёнок как бы примерял и сравнивал свои действия с тем, что предписано
правилом. Это развивает в нём самосознание, умение оценивать своё
поведение.
2.Советы для родителей «Правила культуры общения».
В общении со взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами и правилами
культурного общения. Поэтому так важно, чтобы с ребенком выстраивали
правильное общение, так как оно влияет на правильную культуру поведения
у детей. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и
правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и
доброжелательности, использованием соответствующего словарного запаса и
форм общения.
Учить ребенка культуре общения необходимо начинать с развития
эмоциональной сферы. Никакое общение не будет эффективным, если его
участники не способны понимать эмоциональное состояние собеседника, а
тем более управлять собственными эмоциями и чувствами. Понимание своих
эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности
растущего человека.
Уже с дошкольного возраста ребёнок включён в две сферы общения – со
взрослыми и со сверстниками. Обе сферы одинаково важны для развития
личности ребёнка. В общении со взрослыми он учится слушаться,
обращаться к взрослому за помощью и защитой, усваивает общественно
значимые критерии для оценки поступков и качеств людей. В общение со
сверстниками – важной сфере развития эмоциональной жизни ребенка – он
находит необходимое сочувствие, сопереживание, отклик на свои горести и
печали, которые взрослым часто кажутся незначительными.
В современных условиях работа по воспитанию культуры поведения у
дошкольников должна предусматривать и соблюдение правил общения в
семье с родителями. Родители должны в первую очередь
поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой.
Потому что дети, слушая речь родителей, стараются использовать ее, не
понимая хорошие эти слова или нет. Важно в речи использовать и слова
вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста»,
«Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю».
Можно установить правила культуры общения:
Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы
понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором
он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими
словами повторите то, что он вам рассказал.
Таким образом:
- ребенок убедится, что вы его слышите;
- ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше
осознать свои чувства; - ребенок убедится, что вы его поняли правильно.
Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами,
анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но
дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом.
Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение
мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов.
Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потреплите по плечу, кивайте
головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребёнка.
Ваш тон “говорит” не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть
насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте
вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например,
спросите: “А что было дальше?” или “расскажи мне об этом…”
Важно, создавать и поддерживать культуру общения как основной фактор в
формирование культуры поведения.
3.Советы для родителей «Правила культуры деятельности».
Основы культуры поведения воспитываются в семье. Наблюдения
показывают, насколько глубоко впитывают дети все, что говорят их
родители, насколько точно копируют их манеру поведения. Следовательно,
требуя надлежащего поведения у детей, самим родителям стоит постоянно
строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей.
В содержании культуры поведения детей выделяют компонент
«культура поведения в деятельности». Формировать у ребенка культуру
деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке
место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца
начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.
Не только воспитатель в детском саду, но и родители должны руководить
деятельностью детей дома.
Если ребенок не слушается, нарушает установленную дисциплину, то не
нужно ругать его или наказывать. Ребенку следует помочь сосредоточиться
на начатой работе, преодолеть возникшие трудности. Лучшей мерой в таких
случаях будет помощь в организации той или иной деятельности, советы,
позволяющие добиться результата, личный пример родителей.
Под руководством взрослых в семье, деятельность ребенка обретает
целенаправленность, содержательность, становится важным средством
воспитания, готовит ребёнка к обучению в школе.
Дети дошкольного возраста должны знать и соблюдать следующие
правила поведения в деятельности:
• Не сиди без дела.
• Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
• Доводи начатое дело до конца; выполняй работу только хорошо.
• Делай все, что умеешь сам, не требуя помощи взрослых.
• Соблюдай чистоту и порядок в своем игровом уголке, за своим столом.
• Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам.
• Люби природу, заботься о животных.
• Книгу читай за столом, не загибай углы страниц, бери книгу чистыми
руками.
• Если что-то не понял, переспроси старших или товарищей.
• Будь настойчив в достижении цели, соблюдай общие правила
нравственности.
• Радуйся успеху товарища.
• Будь правдивым, имей мужество откровенно сказать о своем проступке;
не перекладывай вину на других.
• Говори всегда только правду.
• Дорожи доверием взрослых и товарищей.
• Не хвастайся даже самым красивым поступком — хорошее дело само за
себя говорит.
• Дал слово — держи его, дал обещание — выполни.
• Настоящий друг познается не только в радости, но и в беде — он всегда
поможет, утешит, удержит от дурного поступка.
• Никого не обижай — ни словом, ни поступком; заботься о младших,
помогай им, защищай тех, кто слабее тебя.
• Живи и поступай так, чтобы окружающим — взрослым и детям — было с
тобой приятно и радостно.
Удачи и успехов Вам, уважаемые родители, в воспитании детей!
Воспитатели: Киселева Ю.В., Ощепкова Т.А.