«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.
В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятие нравственности, прививается любовь к труду. Это означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний, умений и навыков, который понадобиться для успешного обучения в школе.
Психологи выделяют несколько типов готовностей детей к школе: психологическая, социальная, физическая, познавательная, мотивационная. Педагоги большое значение придают познавательной готовности детей к школе и в детском саду дети получают определенный набор знаний, умений и навыков в разных направлениях и видах деятельности. Например, познавательное развитие включает в себя знания окружающего мира и математические представления:
Знать основные цвета, виды транспорта, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свою страну, столицу, свой город, адрес, геральдику страны, знать какие бывают профессии.
Знать: состав чисел первого десятка (из отдельных единиц), как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду, счет до 20, цифры от 0 до 10; знаки +, -, =; монеты достоинством 1, 5, 10 коп., 1, 2, 5, 10 руб., элементарные представления о времени, последовательность месяцев, дней недели и времен года, геометрические фигуры, их элементы и некоторые свойства.
Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10, соотносить цифру и количество предметов, составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий, измерять длину предметов с помощью условной меры, составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера, делить предмет на 2, 4, 8 и более равных частей, ориентироваться на листе бумаги, считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20, пользоваться порядковыми числительными для определения общего количества предметов и места определенного предмета в ряду, составлять число из единиц (в пределах 10), составлять из двух меньших и раскладывать на два меньших числа (в пределах 10).
Развитие речи включает в себя следующие аспекты:
умение четко произносить все звуки речи; интонационно выделять звук в словах; выделять заданный звук в потоке речи; определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце); произносить слова по слогам; составлять предложения из 3-5 слов; называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.; использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные); составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.); составлять несколько предложений о предмете; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня); наизусть читать любимые стихотворения; знать автора прочитанного стихотворения; последовательно передавать содержание сказки.
В основном детям очень хорошо даются для понимания познавательное развитие и математика, а вот на развитие речи стоит обратить внимание, не все дети могут правильно построить предложение, связать несколько предложений в небольшой рассказ. Для этого необходимо набраться терпения и уделить своему ребенку несколько минут вечером: побеседовать о прочитанной сказке, рассмотреть картинки, попросить ребенка составить по картинке небольшой рассказ, чтобы предложения были связаны по смыслу, а не отдельными фразами.
Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Начиная заниматься с ребенком, помните, что совместная работа с вами должна вызывать у него радость. Проявляйте максимум тактичности, доброжелательности, терпения. Важно вселять в ребенка уверенность в своих силах, уверенность в возможности выполнить какое-либо задание. С самого начала работы предупреждайте ошибки, подробно объясняйте ребенку инструкцию или правила игры, следите за ходом их выполнения. Если ребенок не понимает задания, начните работу вместе, постепенно уменьшая долю своего участия в совместной работе, игре. Пользуйтесь следующими принципами, занимаясь с ребенком: сознательность и активность, наглядность, деятельностный подход, систематичность и последовательность, постоянная повторяемость, научность, доступность, связь с жизнью, развивающее обучение и др.
Рекомендуем родителям широко использовать игрушки, предметы окружающей действительности, разнообразный дидактический и настольно-печатный материал, картинки, раскраски, математические наборы, палочки, интерактивные и развивающие игры. Все занятия лучше проводить в игровой форме. Однако не сводите занятия только к игре. Ребенок должен понимать, что учение — труд. Чтобы выполнить работу, приходится сдерживать свои желания и делать совсем не то, что хочется в данный момент.