Секреты адаптации

Каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться», т. е. становиться способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Значит, вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях желательно проводить социализацию ребенка. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться. Этот опыт пригодится и позднее, в школе. Однако, уже с первых дней жизни, у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип становится довольно устойчивым. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу.

В чем же проявляется стресс? У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию. К сожалению, многие родители не знают, что эти явления временны, и забирают малыша из сада, так и не дав ему возможности полностью адаптироваться, обвиняя в нерадивости работников детского сада и ругая саму систему «садовского» воспитания в целом. Конечно, помочь ребенку адаптироваться к новой социальной обстановке должны воспитывающие взрослые и, в первую очередь, родители. Поэтому нужно знать, что такое адаптация.

Возраст ребенка с 1 до 2 – 2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Если мы с вами (родители и сотрудники детского сада) объединим наши усилия, то обеспечим малышу эмоциональный комфорт.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.

Адаптация бывает трех видов:

1. Легкая адаптация: к 20–му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость – не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.

2. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость – до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается.

3. Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и, во-вторых, тяжестью всех проявлений. В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в приемной и зовет маму и т. п.). У некоторых этот процесс протекает так тяжело, что их приходиться признать «несадовскими». Прислушайтесь, однако, к советам воспитателей, в любом случае последнее слово должно оставаться за специалистом-психологом.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами. В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временное отставание в умственном развитии – может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст. В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень.

Наличие у детей возможных навыков, облегчающих адаптационный период при поступлении в детский сад

Навыки самообслуживания:

  • самостоятельно ест ложкой, умеет пережевывать пищу;
  • перед едой моет руки;
  • пользуется носовым платком, салфеткой во время приема пищи;
  • своевременно проситься на горшок;
  • снимает расстегнутые и развязанные части своей одежды, обувь (шапку, варежки, носки и т. д., пытается одеваться без застегивания;
  • узнает свои вещи;
  • совместно с взрослым складывает игрушки в ящик или в пакет.

Индивидуальные особенности:

  • любит, когда читают книжки;
  • рассматривает картинки;
  • любит слушать музыку;
  • любит рисовать, так как умеет.

Навыки общения:

  • понимает обращенную к нему речь;
  • по просьбе взрослого может оказать помощь: подать полотенце, принести ложку;
  • понимает слова «нельзя», «надо»;
  • любит играть с другими детьми, иногда пытается вступить в контакт;
  • обладает положительным опытом общения с посторонними взрослыми.

Игровая деятельность:

  • самостоятельно делает несложные постройки из кубиков;
  • повторяет в игре за взрослым увиденные действия;
  • выполняет знакомое движение под музыку;
  • играет с различными предметами, объединяя в одной игре два несложных действия (сажает в коляску и катает куклу);
  • использует в игре предметы-заместители (кружок вместо тарелки, кусочек меха вместо кошки).

Говорить об окончании процесса адаптации к детскому саду можно, если ребенок положительно эмоционален и психически стабилен на протяжении недели, пребывает в хорошем состоянии, общается с окружающими, хорошо спит, ест с аппетитом, не болеет, набирает вес, нормально развивается.

Залог успеха адаптации ребенка к детскому саду – это готовность к этому его родителей. Правильно подготовившись, Вы можете помочь ребенку преодолеть этот сложный период в его жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *