Дистанционное родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии детей 4-5 лет»

Цель:создание условий для успешного речевого развития дошкольников в семье; формирование педагогической культуры родителей.

План:

  1. Особенности развития речи детей 4-5 лет.
  2. Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет.
  3. Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет.

     I   «Особенности речевого развития детей 4-5 лет»

В среднем, словарный запас детей в возрасте от 4 до 5 лет включает около 3000 слов. На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Свои ответы он уже строит из 2—3 и более фраз, все чаше его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Увеличение активного словаря дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как со взрослыми, так и с детьми. Если трехлетний малыш, не зная, как назвать тот или иной предмет, его характерный признак, иногда прибегает к жестам: «Вот такой» (разводит руками), имея в виду слона, то в возрасте 4-5 лет ребенок уже стремится найти подходящее слово, создает свои слова (всехний (всеобщий), сердитки (морщинки), ползук (червяк), мелкоскоп (микроскоп), кластырь (пластырь) и др.

Слова действительно забавны, но закреплять их в речи ребенка НЕЛЬЗЯ! Надо поправить, дать точные названия понятиям.

Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания (“Мама “окны” моет”); при образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания -ов, -ев на другие склонения (дом – домов, ручка – “ручков”); наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных (“А у меня на “пальте” пуговица оторвалась”), неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов. 

Милые ошибки в произношении детей, на которые некоторые родители не склонны обращать внимание, в школе при письме могут вылиться в серьезную проблему. Именно поэтому необходимо серьезно отнестись к развитию грамматического строя речи у ребенка в 4 года и всячески помочь ему в этом. К 5 годам Ваш ребёнок уже должен уметь говорить связно с редкими грамматическими ошибками!

У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Родителям и воспитателям следует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания и принять меры к устранению недостатков. 

Практически все звуки, кроме [р] и [л] должны встать на место! Если речь отстает, а звуки неразборчивы – это сигнал для родителей, что нужно обратиться к неврологу и логопеду за консультацией. Чем раньше начать решать проблему, тем лучших результатов можно добиться!

Соблюдая несколько простых правил, Вы сможете предотвратить нарушения речи у своего ребенка:

  • Почти все знают, что главным объектом для подражания являются взрослые. Не стоит разговаривать с малышом, подражая его языку. Разговаривать с ребенком нужно пользуясь простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.
  • Поощряйте стремление задавать вопросы, старайтесь максимально доходчиво объяснять вашему чаду все, что его интересует. Хвалите его за любознательность.
  • Постоянно общайтесь с малышом — разговаривайте с ним, рассказывайте ему обо всем, и, конечно, внимательно слушайте его, давайте ему возможность высказывать свои мысли, не перебивайте его. Каждый день читайте книги, стихи.
  • Обеспечьте крохе возможность регулярно получать новые впечатления, общаться и играть с другими детьми. Расспрашивайте малыша о том, что он делал, когда вас не было рядом.
  • Регулярно включайте карапузу записи с песенками, стихами, сказками и классической музыкой
  • Не упускайте возможности проконсультироваться у логопеда, и, если логопед порекомендует, то и у невролога.

II   «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет».

Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей). Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал правильную, грамотную речь.

   Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети имеют нарушение речевого развития.

   Как проводить домашние занятия по развитию речи?

Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

   Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

   Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.

   Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).

   Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи.

   Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

   А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

   А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой – игра с союзом «А» – «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А второе – красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго – белые и т.д.)

   Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.            Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке. В это время вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

   Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

   Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов,

гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д.    Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

   Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».

   Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

   Сюжетно-ролевые игры с другими детьми или членами семьи «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

   На кухне: У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.

   Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

   Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).

   ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

   Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает, пусть даже совсем не понятно. Поощряйте любую речевую активность ребенка.

   Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

   Итак, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью. И помните: только игровая форма изложения всегда позволит сделать серьезное обучение радостным, желанным и главное успешным.

III. Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет.

Средний дошкольный возраст – очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка.  В следующем году ему предстоит открыть для себя увлекательный мир звуков родной речи заново, но уже вполне осознанно! В старшей группе начнётся подготовка  ребенка к новому этапу в его жизни-подготовка к школе, а от ее успешности будет зависеть очень многое, начиная от успеваемости и заканчивая успешной социализацией вашего малыша в новом, незнакомом коллективе.  Ведь именно овладение чтением и письмом, которое так затруднительно при нарушениях в речевом развитии, -та основа, на которой строится весь процесс обучения. Вот почему так важно уже сейчас прислушаться к речи вашего малыша .

Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:

  • словарный запас,
  • грамматический строй речи,
  • связная речь,
  • речевой слух.

Опыт работы с детьми 4-5 лет позволил мне выделить основные затруднения, которые возникают практически у всех детей при освоении программных требований  (которые, как мы понимаем, основаны на речевой норме).

Словарный запас. Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки  предмета – то есть на то какой предмет  (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то как это свойство можно выразить словом.

Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только  котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам годаназваниям профессий. Объясните кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать.

Грамматический строй речи . Уделите особое внимание ошибкам детей, так называемым “аграмматизмам” при образовании множественного числа (игра “Один-много”: это – дерево, а это – деревья; это -ухо, а это-уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа  (игра “Чего не стало?”: были деревья – не стало деревьев, были платья-не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец , или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.

Связная речь. Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки), предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.

Речевой слух. В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного), находить в какой из картинок “спрятался” заданный звук.  Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается представление о “звуке”. Из звуков состоят слова, которые мы слышим и поэтому, как не странно, в этом возрасте звуки менее абстрактны чем буквы. Буква – это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно.

Конечно, правильная речь  – это не самое важное в жизни. Но подумайте,  если  у ребенка беден словарный запас, речь изобилует аграмматизмами, предложения состоят из 2-3 слов и он не умеет выделять из речевого потока отдельные звуки, легко ли ему будет заниматься и играть в следующем году, когда программа усложнится? Легко ли ему будет овладеть грамотой?  Помните, что  от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочному письму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *