Упрямство чаще возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, активных и энергичных от природы детей, а так же у детей избалованных, привыкших к чрезмерному вниманию, излишним уговорам.
Крайняя степень упрямства – негативизм, выражается в бессмысленном сопротивлении ребенка любым требованиям взрослых. Негативизм всегда носит осознанный, избирательный характер и чаще проявляется, с одной стороны, тогда, когда родители стараются уговорить ребенка, теряются перед непослушанием, с другой, когда взрослые без конца уговаривают ребенка, все ему запрещают, покрикивают на него. В этом случае упрямство является как бы защитной реакцией против потока воспитательных мер.
Чаще всего наблюдается такая форма упрямства, определяемая как «дух противоречия». Оно сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но несмотря на это, оно возникает вновь и вновь, так как носит непроизвольный, болезненный характер, являясь одним из выражений общего функционального расстройства высшей нервной деятельности, возникающего под воздействием длительно действующего и неразрешимого для ребенка эмоционального стресса.
Причины упрямства.
Основная и главная причина упрямства – это взаимоотношения между родителями и детьми.
Чрезмерное самолюбие. Образование чрезмерного самолюбия зависит во многом от стиля воспитания, как при гиперопеке, слишком нежные заботы о ребенке почти неизбежно ведут к глубоко заложенному узкому самолюбию, так и при авторитарном стиле (игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое, тиранское обращение с ним).
Требования беспрекословного послушания.
Проявления упрямства:
в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, то есть ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому «стоит на своём».
Виды проявления упрямства:
Пассивный протест (обида, молчание) и активный протест (возмущение) против ущемления чувства собственного достоинства и жизненно важных потребностей;
Настойчивое желание выразить свое собственное мнение;
Нервное переутомление с возбудимостью или заторможенностью и неспособностью своевременно отвечать на требования взрослых;
Фазовые состояния мозга при неврозах;
Уклонение от необходимости принять решение или игнорирование просьб взрослых с эгоцентрической фиксацией на своих интересах и агрессивно-негативная (психопатическая) трактовка происходящих событий и отношений других людей.
Пути преодоления упрямства.
Увлечь интересным заданием, игрой, всем тем, что создало бы условия для адекватной возрасту реализации возможностей, потребностей и интересов и послужило бы поводом для своевременного одобрения и похвалы.
В целом же, для искоренения упрямства необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этого явления лежат не в ребенке, а в родителях.