Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Овладение этими и культурно – гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить в форме игры, она – основное средство развития детей. Культурно– гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно– гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.
Воспитание основ здорового образа жизни у детей раннего возраста (2-3 года) в ДОУ осуществляется по следующим направлениям:
- Привитие культурно-гигиенических навыков.
- Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
- Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
- Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
- Формирование потребности семьи ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Советы для родителей:
- Поддерживайте стремление к самостоятельности ребенка – создайте необходимые условия дома для развития навыка самообслуживания: приспособьте к росту ребенка крючок для одежды и полотенца, выделите индивидуальную полку для хранения предметов гигиены (носовых платочков, расчески), поставьте маленькую скамеечку для свободного доступа ребенка к раковине
- Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения – помните, что сразу ничему нельзя научиться.
- Полученные умения нуждаются в постоянном закреплении.
- Обучая детей всегда нужно соблюдать правило «от простого к сложному»: сначала учим мыть руки, а потом лицо; снять одежду легче, чем одеть все правильно.
- Если ребенку тяжело понять и запомнить, что в каком порядке следует делать – делайте это вместе с ним. Не спешите на помощь, пока он этого сам не попросит.
- Не торопите ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнить все спокойно.